Русский язык 7 класс. Выполнить задания А27-А31, В1-В7
(1) Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают
таинственный блеск.
(2)Я понимаю, конечно, что ничего таинственного в их блеске нет и что любой физик легко объяснит это
явление законами оптики.
(3) Но все же блеск камней вызывает ощущение таинственности.
(4) Трудно примириться с мыслью, что внутри камня, откуда льются сияющие лучи, нет собственного
источника света.
(5) Это относится ко многим камням, даже к такому скромному, как аквамарин. (6) Цвет его нельзя точно
определить. (7) Для него ещё не нашли подходящего слова.
(8) Аквамарин считается по своему имени (аквамарин - морс кая вода) камнем, передающим цвет морской
волны. (9) Это не со всем так. (10)В прозрачной его глубине есть оттенки мягкого зеленоватого цвета и бледной
синевы. (11) Но всё своеобразие аквамарина заключается в том, что он ярко освещён изнутри совершенно
серебряным (именно серебряным, а не белым) огнем.
(12) Кажется, что если вглядеться в аквамарин, то увидишь тихое море с водой цвета звезд.
(13) Очевидно, что эти световые и цветовые особенности аквамарина и других драгоценных камней и
вызывают у нас чувство таинственности.
(14) Их красота всё же кажется нам необъяснимой.
(15) Сравнительно легко объяснить происхождение «поэтического излучения» многих наших слов. (16)
Очевидно, слово кажется нам поэтическим в том случае, когда оно передаёт понятие, наполненное для нас
поэтическим содержанием.
(17) Но действие самого слова (а не понятия, которое оно выражает) на наше воображение, хотя бы к
примеру, такого простого слова, как «зарница», объяснить гораздо труднее. (18) Самое звучание этого слова
как бы передаёт медленный ночной блеск далёкой молнии.
(К. Паустовский.)
А27. Укажите номер предложения, в котором выражена основная мысль.
1) 1 2) 4 3) 15 4) 16
А28. Определите стиль и тип речи данного текста.
1) научный, рассуждение
2) художественный, описание
3) публицистический, рассуждение
4) публицистический, описание
А29. Укажите средство связи 8-го и 9-го предложений.
1) лексический повтор 2) союз 3) местоимение 4) синоним
А30. Укажите слово, в котором одна буква обозначает два звука.
1) конечно 2) любой 3) объяснит 4) ничего
А31. Укажите номер предложения, в котором употребляется краткое страдательное причастие прошедшего
времени.
1) 4 2) 8 3) 11 4) 16
Выполняя задания В1-В7, вы должны сами дать краткий ответ на поставленный вопрос. Ответ
формулируйте предельно кратко. Если в ответе одно слово, записывайте его в той форме, в которой оно
употреблено в тексте. Способ образования слова указывайте в именительном падеже. Если в
ответе несколько слов, выписывайте их, не пропуская клетки между ними. Слова нужно указывать в той
форме, в которой они употреблены в тексте, и в том порядке, в каком они встречаются в тексте. Если нужно
указать в ответе номера, записывайте их цифрами по возрастающей. Каждую цифру пишите в отдельной
клетке, между номерами ставьте запятую в отдельной клетке, не допуская пробелов.
В1. Выпишите из предложений 9–12 относительное прилагательное.
В2. Выпишите из предложения 5 слово с нулевым окончанием.
В3. Назовите способ образования слова ДРАГОЦЕННЫЙ.
В4. Выпишите из предложения 11 словосочетание, образованное по модели «существительное +
существительное».
В5. Среди предложений 1–7 укажите номера тех конструкций, в которых есть односоставные грамматические
основы.
В6. Среди предложений 13–16 укажите номера сложноподчинённых конструкций.
В7. Укажите номера тех средств выразительности, которые отсутствуют в тексте?
1) сравнение
2) эпитет
3) риторический вопрос
4) риторическое восклицание
5) метафора
29. Укажите средство связи 8-го и 9-го предложений.
3) местоимение
А30. Укажите слово, в котором одна буква обозначает два звука.
3) объяснит
А31. Укажите номер предложения, в котором употребляется краткое страдательное причастие прошедшего
времени.
3) 11
В1. Выпишите из предложений 9–12 относительное прилагательное. серебрябряным
В2. Выпишите из предложения 5 слово с нулевым окончанием. аквамарин
В3. Назовите способ образования слова ДРАГОЦЕННЫЙ. сложение корня и слова
В4. Выпишите из предложения 11 словосочетание, образованное по модели «существительное +
существительное». своеобразие аквамарина