ГАЛИНА
Высший разум
(2427582)
2 года назад
Повесть "Знак беды"о войне - и не только: о предвоенной деревне, о сталинских репрессиях.
В. Быков не обходится без показа прошлого своих героев, давая нам понять, что их поведение следует из всей предыдущей жизни, потому что ничего случайного не бывает.
Степанида Богатька — немолодая крестьянка, колхозница, хозяйка усадьбы Яхимовщины. До революции она была батрачкой.
Степанида — хозяйка дома, куда врываются немцы со своими порядками. Добропорядочная и трудолюбивая женщина, занимающаяся постоянно домашним хозяйством — выпасом скота, кормлением птиц и животных, огородом и т. д. Милостивая крестьянка испытывает сострадание к местному глухонемому парню-пастуху, заботится о нем. Сильная, мужественная, смелая и несгибаемая белорусская женщина. Она обманывает немцев, за что те устраивают всей семье серьезную взбучку. Женщина постоянно думает о прошлом и не желает принимать навязываемый режим. Её дом отбирают немецкие захватчики, а семью Богатька делают своими рабами.
Степанида узнает, что кто-то забрал от моста неразорвавшуюся бомбу. Степанида пошла узнать судьбу мужа , но, проходя через мост, поняла, что его можно взорвать. Догадалась она, что бомба у Корнила. Мужа она не нашла, зато договорилась обменять бомбу на поросенка. Днем она увидела, что Корнила арестовали и что теперь придут искать к ней.
Так оно и случилось. Степанида закрылась в истопке и не открыла дверь. Взяла бутыль с керосином, все облила, зажгла и заживо сгорела, но сдалась. Близко полицаи, боясь взрыва, не подходили, но бомба дождалась своего часа.
Исполненная ненависти женщина жертвует собой в знак протеста.
Петрок Богатька — 60-летний муж Степаниды, он старше её на 10 лет, давно болеет. Раньше тоже был батраком. Это спокойный, покладистый, человек, не очень проворный и не очень удачливый,безвольный и покорный человек, неспособный отстоять честь своей семьи, защитить собственный дом. Он заботится о хозяйстве и умело помогает жене прятать живность от немцев, только это не помогает. Не способен дать отпор даже полицаям. Пытается пожаловаться на чужеземцев фельдфебелю, но понимает, что это тщетно. Переживает за жену. Когда ту ранят после сильного избиения, Петрок спешит в лес, чтобы найти свою сокровищницу с самогоном, дабы обработать раны. Находку у него отбирают полицаи. Разъяренный мужчина выходит из равновесия и проклинает Гужа, за что его бьют и бросают в тюрьму.
Он думал, что если вести себя с немцами и полицаями покорно, можно избежать беды, но терпение его лопнуло, и он взбунтовался.
Насилие побудило Петрока к непокорности, заставило сказать в лицо Гужу все, что о нем думал. "При всей своей мягкости, податливости он не переступит той главной черты, за которой кончается человеческое"
А сжигающая себя Степанида меньше всего походит на фанатичку или великомученицу. Страдание даёт ей силу, отчаяние – надежду, ненависть к убийцам указывает цель. "Она делает полицаев и их хозяев пленниками страха: кто знает, где и когда громыхнет упрятанная ею бомба? Ведь тайну её местонахождения Степанида унесла с собой".
В сопротивлении насилию и проявляется в героях В. Быкова та их воля и сила души, которая опровергает смерть и как бы заново освещает всю нелегкую жизнь этих людей до войны.
Для писателя они остаются героями потому, что в выпавших на их долю бесчеловечных обстоятельствах не ограничиваются лишь молчаливым страданием, пассивным отношением к происходящему, а совершают поступки, которые продиктованы голосом их души.