Сходство между крестьянами и христианами?
Происхождение слова крестьянин, оно же произошло от слова, которое схоже по звучанию? От слова крест?
Сходство между крестьянами и христианами заключается в том, что многие крестьяне в истории были приверженцами христианства. Христианская религия часто связывалась с идеей смирения и трудолюбия, что отражалось в трудовой деятельности крестьян. Однако, следует отметить, что не все крестьяне были христианами, а также что христиане не были единственными сторонниками этих ценностей.
Что касается происхождения слова "крестьянин", то оно связано с древнерусским словом "крестъ", которое означало "знак", "рисунок", "отметка". В средние века крестьяне, как правило, не имели фамилий, и для их идентификации использовались знаки, отметки или рисунки на документах. С течением времени слово "крестъ" стало использоваться для обозначения крестьян, которые были связаны с определенной землей и имели соответствующие знаки или отметки на документах.
Сходство только в звучании.
Это вопрос к филологам
Проблема здесь не в том, что наши прихожане – часто люди из простых. Проблема в том, что эта "простота" именно культивируется самой церковью и поддерживается искусственным образом. Кого по внешнему виду напоминает наш классический облик приходского священника – батюшки? Конечно же, простолюдина-крестьянина. А образу католического священника, напротив, присущи аристократические черты. Между тем, у этого современного православного "батюшки" за плечами как минимум семинария. Он может даже иметь ученую степень, а выглядеть при этом все равно нарочито по-крестьянски. То же можно сказать и о прихожанах. Если в России с грехом пополам формируется "средний класс", то в церкви об этом слыхом не слыхивали: считается, что чем проще ты будешь, чем простонароднее выглядишь и ведешь себя, тем лучше.
Кто такой крестьянин в своей основе? Это ребенок, дитя своей земли. Он не самостоятелен и не вполне отвечает за свои поступки. Фигура крестьянина в культуре неизбежно сближается с фигурой раба, который не обладает самобытием. Крестьянину-ребенку необходим батюшка-барин. Барин должен вразумлять его и наставлять на путь истинный. На барина крестьянин перекладывает ответственность и свободу принятия решений. Без барина крестьянину не состояться. Крестьянин без барина – это потерянный, пропащий, не знающий самого себя детина. Таковы разбойники с большой дороги, взбунтовавшиеся казаки Степана Разина или Емельки Пугачева. Их своеволие и непослушание равносильны самоубийству. Мир, в котором живет крестьянин, насквозь мифологичен. Центральной фигурой в нем является царь-батюшка – самый главный барин, отец всех крестьян земли русской. На царя и его свиту в лице дворянства крестьянин уповает, снимая с себя всякую ответственность за происходящее в стране.
Каковы добродетели крестьянина? Они изложены в "Домострое": это послушание властям, хозяйственность, семейственность. Требования, которые предъявляет к крестьянину культура, минимальны: быть работящим, терпеть невзгоды, не пить, не бунтовать, иметь крепкую патриархальную семью. Крестьянин лишен рефлексии: за него думает барин. Крестьянин лишен и личностных качеств, необходимых воинам. Если к высшим сословиям в феодальную эпоху, будь то светским или духовным, культурой предъявлялись запредельные требования (от воинов-рыцарей ожидали воинских подвигов, от монашества и клира – аскезы и самоотречения), крестьянину достаточно было оставаться самим собой. Крестьянское сословие менее всех других требовало внутренней выделки, самопреодоления или жертвы, потому-то оно и находилось на низшей ступени социальной иерархии. Крестьянская культура – низовая, она никогда не имела права претендовать на первосмыслы.
"Крестьянскость" в русской церкви проникает даже туда, где ее быть не может по определению, что приводит к совсем трагикомическим случаям. Православными издается множество совершенно крестьянских по духу журналов и газет, существуют крестьянские радиостанции и телевидение. Через них крестьянские батюшки излагают адаптированные версии "Домостроя", а крестьянские философы вещают о Царьграде и Святой Руси. Отношения Русской Православной Церкви с современными представителями властей строятся также по совершенно крестьянской логике: "нет власти не от Бога", мы вам послушны и поддерживаем любые ваши инициативы, наше дело молиться, а не рассуждать.
Конечно, прямо о необходимости "крестьянскости" жизни для спасения души у нас не говорится. Прежде всего, церковная риторика использует аскетические труды святых отцов и преподносит аудитории идеалы монашеские. Необыкновенной популярностью в православной среде пользуются средневековые патерики, жития святых, монашеские сочинения Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова, наставления всевозможных старцев с Афона и т. п.
слово "СХОЖЕ от слова Кажись а когда кажется - креститься надо!