Правилам перспективы должны соответствовать все объекты. В идеале.
Отклонение от правил перспективы при изображении некоторых объектов может объясняться ленью автора, их несущественностью или специальными задачами, решаемыми при их изображении не по правилам.
Некотрые художники намеренно искажали перспективу в своих картинах. Из наиболее известных - Анри Матисс, например (он нарушал ее везде и злостно). Нарушали ее и прочие постимпрессионисты, экспрессионисты, постэкспрессионисты, изобретатели и приспешники прочих последующих направлений живописи.
Это было характерно также для средневековых художников, писавших картины до эпохи появления первых правил перспективы.
Матиссу, видимо, особенно хотелось, чтобы зритель мог прочитать названия книг на столе, изображенных на второй картине. )))