Морфология (повторение изученного в 6 классе)
Упражнения на повторение и закрепление.
1. . Синтаксический разбор предложения
По бульварам и улицам, по узким переулкам и кривым переулочкам с портфелями в руках и ранцами за плечами, бегом и вприпрыжку спешили в школу дети.
- Давайте запишем предложение и обозначим самостоятельные и служебные слова как части речи.
- работа по группам:
1 группа выписывает самостоятельные части речи;
2 группа – служебные части речи.
2. Физминутка.
3. Работа по развитию речи:
- чтение текста «Слово о словах»
- беседа по содержанию: о чем говорится в тексте?
6. Работа по рядам.
2 ряд: Выпишите из текста имена прилагательные, укажите разряд, морфологический разбор глагола (считал)
5. Имя числительное. Определите синтаксическую роль числительных в следующих пословицах и загадках:
Семь братьев, имена разные.
Два братца через дорогу бегут.
Трус бьет первым.
6. Игра «Кто больше знает фразеологизмов со словом «Один»?
7. Распределительный диктант: по, а, к, или, бы, не, из-за, как, что, так как, о, ли, фу, ах, ура.
Распределите в 3 колонки служебные части речи
Союзы Предлоги Частицы
Дополнительные вопросы: Для чего служат союзы? Для чего служат частицы? Чем они отличаются?
от самостоятельных частей речи (не могут употребляться самостоятельно, не являются членами предложения). Какие слова не включили ни в одну из колонок. Как называют эти слова?
1.
6.
один Бог знает; один в один; один к одному; один конец; один на один; один раз живём; один только шаг; один чёрт; один одинёшенек; в один голос; всех под одну гребёнку; за один присест; одна кожа да кости; бить в оду и ту же точку; в одно мгновение ока; из одного теста; одного поля ягода