Тест по философии
1. Какое значение понятия «нормальной науки» предложено Т. Куном?
это наука периода стагнации,
это исследование, связанное с другими (синхронными и предшествующими),
это исследование с использованием устоявшегося категориального аппарата,
это исследование, осуществляемое по формализованным правилам,
это решение заведомо решаемых проблем,
это деятельность, обеспечивающая продолжение научного процесса,
это деятельность, не связанная с поиском нового,
это деятельность, не предусматривающая появления новой теории
Что, по Т. Куну, представляет собой парадигма в науке?
особенность подхода к решению научных проблем,
мыслительный алгоритм, характерный для конкретной эпохи,
условие саморефлексии ученого,
обязательное условие научно-познавательной деятельности,
то, что объединяет людей внутри данного научного сообщества,
то, что формирует научные сообщества,
образец решения исследовательских задач,
совокупность технических средств определенного периода развития науки,
признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений,
набор ценностей данного исследователя,
способ научного действия,
специфическая практика научного исследования
Чем подход Т. Куна отличается от предшествующих? Выделить несколько черт
Кун отказывается от идеи прогресса научного знания,
Кун преодолевает кумулятивную модель развития науки,
Кун стремится найти универсальные закономерности развития науки,
Кун абстрагируется от разделения естественных и гуманитарных наук,
Кун абстрагируется от персоналий,
Кун рассматривает становление науки как эволюцию идей
Кун подходит ко всем этапам развития науки как к равноценным.
Ответы:
1. Нормальная наука – это деятельность, обеспечивающая продолжение научного процесса, исследование, связанное с другими (синхронными и предшествующими), решение заведомо решаемых проблем.
2. Парадигма – это признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений, образец решения исследовательских задач, мыслительный алгоритм, характерный для конкретной эпохи.
3. Основные черты подхода Т. Куна: отказ от идеи прогресса научного знания, преодоление кумулятивной модели развития науки, стремление найти универсальные закономерности развития науки, абстрагирование от разделения естественных и гуманитарных наук и персоналий, рассмотрение становления науки как эволюции идей, подход к равноценным этапам развития науки.