Top.Mail.Ru
Ответы

«Герой нашего времени» М.Ю Лермонтов. Образ Печорина. Как он влияет на судьбы других героев?

Только авторизированные пользователи могут оставлять свои ответы
Дата
Популярность
Аватар пользователя

М.Ю. Лермонтов написал роман в 1838 г., когда в его памяти были свежи кавказские впечатления. «Герой нашего времени» вышел в свет в 1840г. и сразу стал событием в русской литературе. Роман обличал свою эпоху, показывал её пустоту и никчёмность. Если такие люди, как Печорин ─ с огромной силой воли, умные, с большими амбициями, проживают жизнь бессмысленно, то что говорить о самом времени? Автор устами своего героя осуждает окружающую среду, которая сформировала Печорина как личность. На страницах романа мы видим целую систему образов, центром которой является Печорин. Его личность наиболее ярко проявляется в отношениях с остальными героями.
Юнкер Грушницкий ─ прямая противоположность Печорина. Своего рода карикатура, пародия на главного героя. Фигура Грушницкого выделяется среди высшего общества Пятигорска. Грушницкий изображает апатию, но им руководит мелочный эгоизм. Он относится к тем, кто любит привлекать к себе внимание, позировать, не понимая и не чувствуя настоящей жизни. На дуэль с Печориным он также соглашается для того, чтобы покрасоваться перед своими друзьями, которые решили разыграть Печорина, не зарядив его пистолет. И жертвой дуэли Грушницкий также становится из-за трусости и малодушия.
Грушницкого не уважают богатые дворяне и дворянки, которые приехали на Кавказ устраивать выгодные браки для своих дочерей, ведь он небогат. А он, опять же, из тщеславия и скуки, пытается заинтересовать собой московскою княжну Мери, прибегая к обману. Её мать ─ княгиня Лиговская ─ гордится тем, что Мери умна и образованна, читает в подлиннике Байрона и знает алгебру. Лиговская довольна, что её дочь кротка и невинна, но ничем не может её помочь, когда она попадает в трудную ситуацию из-за отношений с Печориным. Он же заводит с ней роман в том числе и для того, чтобы «утереть нос» Грушницкому и другим офицерам, а Мери он хочет показать, что она не лучше других пятигорских дам, которых также легко совратить с пути — увлечь одними лишь красивыми словами и дерзкими поступками.
Этому лицемерному окружению противостоит образ Бэлы. Она страстно любит Печорина, но это не мешает её сохранить свою честь и чувство собственного достоинства.
«Если он меня не любит, то кто ему мешает отослать меня домой? ─ А если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба его ─ я княжеская дочь!» ─ смело заявляет она Максиму Максимычу.
Страстность, отвага и гордость соединяются в её характере с добротой, нежностью и сентиментальностью.

Аватар пользователя
Мыслитель

Печорин в своем дневнике называет себя «топором в руках судьбы». То есть герой тем самым оправдывает себя и свои неблаговидные поступки, полагая, что он, совершая их, является чем-то вроде палача или, точнее, дирижерской палочки в руках опытного и всесильного владыки.

Т.е. Печорин в его понимании «сверхчеловек».

Аватар пользователя
Знаток

Понимание темы судьбы Печориным
В образе главного героя романа мы можем увидеть глубокое внимание к теме судьбы. Сам Печорин в своем дневнике называет себя «топором в руках судьбы». То есть герой тем самым оправдывает себя и свои неблаговидные поступки, полагая, что он, совершая их, является чем-то вроде палача или, точнее, дирижерской палочки в руках опытного и всесильного владыки.
Назначая себе такую участь, герой тем самым добивается самоутверждения в обществе, полагая, что он, причиняя окружающим боль, лишь справедливо наказывает их за совершенные проступки. Таким образом, Печорин мыслит себя полубогом, претендующее на большее, чем простой смертный человек.
Подобное понимание своей роли Печориным приближает нас к теме «сверхчеловека», которая станет особо актуальной для человечества через 70 лет после выхода в свет романа М.Ю. Лермонтова. Однако писатель, опережая свое время, создал для читателей образ такого «будущего сверхчеловека»: героя, который не стесняется ни своих дурных помыслов, ни своих дурных поступков и стремиться переиграть свою судьбу.
Как мы помним, именно вера в судьбу и стремление ее испытать заставляет Печорина совершать безнравственные поступки, которые ему даже неинтересны: возомнивши себя «топором в руках судьбы» он начинает преследовать Мери своими колкостями, а затем влюбляет ее в себя, смеется над Грушницким, что в итоге приводит к роковой для юноши дуэли, советует Азамату – брату Белы – похитить свою сестру для собственной забавы и т.д.
При этом иногда в жизни Печорина наступают такие моменты, когда герой полагает, что злой Рок его полностью побеждает. Вот как он рассказывает о таких жизненных коллизиях:
«…Такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали — и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не лас-кал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть»
Таким образом, иногда Печорин пытается обвинить в своих дурных поступках ни самого себя, а свою судьбу, полагая, что именно она является нечастной виновницей всех случившихся с ним бед.
Все переживания Печорина, касающиеся проблемы судьбы, разрешаются в последней части романа, названной «Фаталист» (то есть человек, верящий в судьбу).
Эта часть до сих пор остается загадкой для литературоведов, потому что характеризует не столько самого Печорина как фаталиста, а помогает понять смысложизненные для автора проблемы бытия человека.