Саа́мы (самоназвание саами (Sаmit) соседи саамов (финны, скандинавы, русские) называли их лопари (этимологизируется из финского как «жители окраинной земли») . Живут в Норвегии, Швеции, Финляндии, России (Карелия и Кольский полуостров) .
В XX веке проживающих в северных частях Норвегии, Швеции, Финляндии, а также на Кольском полуострове саамов насчитывается 31 тыс. чел.
Сеид (или «сеиде» , «сейте» , «сайво» ) по-саамски — «священный камень» . В словаре Е. Линдаля сеиды определяются как каменные или деревянные изображения, которые употреблялись лопарями в их религиозном культе. "Сеиды означают идолов, которыми лопари пользовались при колдовании". Исследователи усматривают в сеидах главным образом домашних богов, покровительствующих либо лопарской семье, либо отдельной личности.
...
Сейд на горе Воттоваара
Во всех трудных случаях жизни сеидам приносили жертвы, чтобы они способствовали хорошему улову, удачной охоте, давали хорошую погоду и т. п. Жертвоприношения совершались около самих сеидов: место, где стоял священный камень, считалось святым. Женщины к сеидам, как к родовой святыне, не допускались. Пока сеид оставался семейной, родовой собственностью, жертву ему приносил глава семьи, рода; в тех местностях, где сеиды превратились уже в богов общественных, утратили исключительный характер божеств родовых или семейных, жертву сеиду приносил «нойд» .
Лопари-охотники отдавали в жертву сеиду ноги (крылья) и голову своей добычи. Лопари-рыболовы мазали свои сеиды рыбьим жиром, и, когда он засыхал под лучами солнца, полагали, что сеид съел жертву.