Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины Левитан, так же как Пушкин и Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорого и мимолётного времени года. Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Тёмные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. Изменялся не только цвет земли, но и самый воздух. Он был чище, холоднее, и дали были гораздо глубже, чем летом. Так у великих мастеров литературы и живописи юношеская пышность красок и нарядность языка сменяется в зрелом возрасте строгостью и благородством. Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесённые им на полотно. Левитан оставил около ста «осенних» картин, не считая этюдов. На них изображены знакомые с детства вещи: стога сена, почернелые от сырости; маленькие реки, кружащие в медленных водоворотах палую листву; одинокие золотые берёзы, ещё не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лёд: косматые дожди над лесными порубками. Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчёл перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю.
Левитан, так же как Пушкин и Тютчев и многие другие, ждал
осени, как самого дорого и мимолётного времени года.
Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые
цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Тёмные
краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром.
Изменялся не только цвет земли, но и самый воздух. Он был чище,
холоднее, и дали были гораздо глубже, чем летом. Так у великих
мастеров литературы и живописи юношеская пышность красок и
нарядность языка сменяется в зрелом возрасте строгостью и
благородством.
Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно
перечислить все осенние дни, нанесённые им на полотно. Левитан
оставил около ста «осенних» картин, не считая этюдов. На них
изображены знакомые с детства вещи: стога сена, почернелые от
сырости; маленькие реки, кружащие в медленных водоворотах
палую листву; одинокие золотые берёзы, ещё не обитые ветром;
небо, похожее на тонкий лёд: косматые дожди над лесными
порубками. Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали,
лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся
листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчёл перед холодами и
предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю.