Светлана Городова
Гуру
(2779)
15 лет назад
Птицы против самолета. На первый взгляд их противостояние кажется несерьезным. Какую конкуренцию может составить воробей могучему многотонному лайнеру, затянутому в алюминий и пластик, вооруженному моторами в тысячи лошадиных сил? Что ему одна воробьиная сила?
Но в действительности все достаточно сложно. Для стоящего на аэродроме лайнера воробей не опасен. Но для лайнера, набирающего скорость для взлета или для взлетевшего, воробей – фактор, с которым пилот не может не считаться. Столкновение птицы с самолетом может оказаться гибельным для обоих. Когда же лайнер набрал высоту 8–9 км, летчик может успокоиться – на таких высотах птицы не летают.
На самолет, летящий со скоростью 700 км/час, столкнувшаяся с ним птица действует втрое сильнее, чем снаряд 50-миллиметровой пушки с силой удара в 200 000 Н. Лобовое стекло самолета не пробивает пуля, но птичье тельце, встретившееся на пути скоростного истребителя, его пробивает. Оно может пробить обшивку фюзеляжа и крыльев или попасть в двигатель. Чем все это грозит самолету?
Отверстие в обшивке фюзеляжа или крыльев со временем будет все увеличиваться, ухудшая аэродинамику, заклинивая рули и элероны, разрушая самолет. Повреждение стекол кабины разгерметизирует её – на больших высотах это создает смертельную опасность для экипажа и пассажиров. Кроме того, осколки стекол могут поранить летчика.
Попав в воздухозаборник двигателя, тело птицы может деформировать или даже оторвать лопатки ротора, при этом двигатель потеряет мощностъ, заглохнет, в нем может возникнуть возгорание. Каждая из этих ситуаций может стать причиной катастрофы. В лучшем случае столкновение с птицей окончится дорогостоящим ремонтом.
Характер последствий столкновения самолета с птицей зависит, в первую очередь, от того, какая часть самолета стала мишенью для удара. Вероятность попадания птиц в двигатель, например, зависит от типа самолета. Так, для самолетов гражданской авиации примерно 40% столкнувшихся с ними птиц попадает в двигатели, 33% – в крылья, 16% – в лобовое стекло кабины, 7% – в фюзеляж. Для военных самолетов статистика иная: двигатель – 55% столкновений, фюзеляж – 11%, лобовое стекло – 10%, крылья и рули – 14%.
Вероятность попадания птицы в самолет вообще и в двигатель в частности для одномоторного реактивного истребителя, летающего на малых высотах, выше, чем для многомоторного турбовинтового лайнера, рабочие высоты которого (8–10 км) лежат за пределами птичьих возможностей. Лайнер может столкнуться с птицей только при взлете или посадке. Последствия столкновений для истребителя и пассажирского лайнера будут тоже разными – отказ единственного мотора в воздухе равносилен гибели, тогда как отказ одного из многих двигателей оставляет шанс на спасение.
Какие птицы чаще всего сталкиваются с самолетами? В таблице приведены данные орнитолога В. Якоби по общей статистике столкновений для разных видов птиц.
Таблица.
Вид
Доля в общей статистике столкновений, %
Куропатка
Перепел
Голубь
Лысуха
Журавль
Дрофа
Чибис
Чайка
Гусь
Утка
Цапля
Ястребиные
Стриж
Ворона
Грач
Галка
Сорока
Скворец
Жаворонок
Дрозд
Ласточка
0,55
0,68
11,9
0,42
1,09
1,09
1,5
7,13
3,15
4,55
0,41
8,71
0,28
1,64
7,13
0,41
0,14
5,21
3,29
0,41
3,98
В целом на долю представителей отряда воробьиных приходится 32,2% столкновений, чаек – 15,9%
дневных хищников и голубей – около 15%.
максим ивановЗнаток (382)
1 год назад
Ох 14 лет назад, но я все равно хочу подушить, возьмём 5кг гуся и самолет на скорости 200 м/с по формуле кинетической энергии получается 100000 дж, снаряд пушки KwK38 (50-мм) весом 1,1кг и начальной скорость 1050 м/с, по той же формуле 606375 дж, что как бы в 6 раз больше, у меня всё.
************************
ПОДРОБНО
************************
ФОТО
************************