


Обществознание (11 класс) нужна помощь
В социальной системе непрерывно происходят процессы, которые могут приводить как
к возникновению новых элементов, так и к исчезновению ранее существовавших элементов
и отношений. Речь идет о проблеме социальных изменений.
Существуют две основные формы социальных изменений: эволюция и революция. Равновесной моделью социальных изменений является эволюция. Еще социолог Г. Спенсер
определял эволюцию как постепенный процесс появления все более сложных социальных
форм. Неравновесной моделью социальных изменений выступает революция. Социальная
революция – это такой способ перехода к новому качеству, при котором социальная система
оказывается в неустойчивом состоянии: происходит ее дестабилизация, нарушается баланс
социальных сил. <...>
Социальный прогресс следует понимать как одну из форм развития общества, основанную на таких необратимых изменениях в нем, в результате которых осуществляется переход
к более высокому уровню материального благосостояния и духовного развития личности.
Прогресс как понятие можно применять как к системе в целом, так и к отдельным ее элементам. Отношение к результатам социального прогресса в науке далеко не однозначно. Часть
ученых считают, что надежды на безграничный прогресс не оправдались, что социальные изменения более сложны и противоречивы, типы и темпы их различны. Возможно застойное,
попятное развитие общества, движение по кругу. Однако понятие «прогресс» до сих пор используется при характеристике социальных изменений.
Для определения уровня прогрессивности того или иного общества традиционно использовались два критерия: уровень производительности труда и степень свободы личности
в обществе. Чем более прогрессивно общество, тем более высоки эти критерии. В современной социальной науке оба этих критерия подвергаются сомнению в связи с изменением характера труда (труд становится все более интеллектуальным, а значит, сложнее поддается
количественному учету) и усложнением социального поведения человека (феномен «бегства
от свободы», открытый Э. Фроммом). В научных дискуссиях о «цене прогресса» постепенно
начинает выделяться и утверждаться третий критерий – уровень нравственности в обществе.
По-видимому, этому критерию предстоит, развившись и оформившись, стать интегральным
критерием, отражающим важнейшие тенденции изменения общественных отношений.
(А. Б. Безбородов, В. П. Филатов и др.)
Задание 5.
Назовите рассматриваемые авторами формы социальных изменений и приведите авторские
характеристики каждой из них.
Задание 6.
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук.
Используя обществоведческие знания,
– укажите не менее трёх основных признаков понятия «прогресс»;
– объясните, почему отношение ученых к понятию «прогресс» является неоднозначным.
(Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Задание 7.
Проиллюстрируйте примерами любые три упомянутых в тексте свойства социального прогресса. (В каждом случае сначала назовите свойство, затем приведите иллюстрирующий
его пример.)
Задание 8.
Опираясь на содержание текста и знания курса, приведите три подтверждения того, что уровень нравственности является интегральным критерием прогресса. (Каждое суждение
должно быть сформулировано как распространенное предложение.)
Задание 5:
1. Эволюция: Постепенный процесс появления все более сложных социальных форм.
2. Революция: Переход к новому качеству, при котором социальная система находится в неустойчивом состоянии, дестабилизация и нарушение баланса социальных сил.
Задание 6:
- Основные признаки понятия "прогресс": уровень производительности труда, степень свободы личности в обществе, и уровень нравственности.
- Отношение ученых к понятию "прогресс" неоднозначно из-за сложности и противоречивости социальных изменений, изменения характера труда и усложнения социального поведения человека.
Задание 7:
1. Свойство: Уровень производительности труда.
Пример: Внедрение автоматизированных производственных линий ведет к увеличению производительности труда.
2. Свойство: Степень свободы личности в обществе.
Пример: Расширение гражданских прав и свобод в правовом обществе.
3. Свойство: Уровень нравственности в обществе.
Пример: Увеличение общественного осуждения коррупции и насилия.
Задание 8:
1. Уровень нравственности влияет на формирование социальной солидарности и взаимопомощи в обществе.
2. Развитие нравственности отражает важные тенденции изменения общественных отношений.
3. Нравственность является ключевым фактором для обеспечения духовного развития личности и уровня благосостояния в обществе.