


Правильно ли такое такое отношение к бывшим врагам +
Из мемуаров Галины Вишневской:
А вот едем мы на гастроли в Восточную Пруссию, присоединенную к Советскому Союзу. Война только что кончилась, в нашем вагоне едут домой бывшие военнопленные немцы — из первых, кого отпустили. Молодые парни, многие без зубов, цинготные, вид у них жалкий… И вспоминается мне, как вели по Невскому проспекту в Ленинграде, сразу после снятия блокады, колонну первых пленных немцев, и русский конвой буквально собой прикрывал их с обеих сторон, спасая от толпы разъяренных женщин. Ведь блокаду Ленинграда — 900 дней беспрерывных страданий — никогда не описать по-настоящему. И я, от начала до конца прошедшая круги этого ада, смотря теперь хроникальные фильмы о блокаде Ленинграда, не могу поверить, что такое на самом деле было, такого человек не может пережить. А ведь было же — и еще страшнее.
Только месяц, как кончилась война, и они, вчерашние враги, сидят с нами рядом, и мы с ними делим свой скудный хлеб. Люди ведь, никуда не денешься. Берут, благодарят, улыбаются заискивающе. И жалко их!
https://litlife.club/books/46373/read?page=15
Прошу прощения, по привычке перепутала категорию, хотела в ОПС, тут уже задавала. Сейчас перезадам.
если заметили пишет женщина все пережившая сама и сама же испытывающая это сотрадание, когда уже беда отступила - и я думаю если она пережившая на себе все это так чувствует - то это правильно.
Я и от своих родителей слышал, как они мелкими (лет 6-7) совсем бегали носили пленным немцам, которые работали на стройке, какую-то еду, что им родители для них давали.
Отношение к другому человеку - это чувство. А чувств правильных и неправильных не бывает.
Брал частное интервью у пожилой женщины, всю войну работавшей на военном заводе, жившей в бараке.
Пленные немцы в первые послевоенные годы использовались на строительстве и восстановлении жилья в окрестностях. Она описывала этих послевоенных немцев и их поведение по другому, не так, как это было принято в официальной мемуаристике и примиряющей литературе. Со сдерживаемой неприязнью и обидой. Помню, тогда это сильно контрастировало с обычными сентенциями в стиле "все мы люди" и "они теперь все поняли".
Описывала, как вольно ведущие себя компашки немцев бесконвойно ехали с работы в трамвае, веселились (что живы, видимо), балаболили на немецком и задорно ржали, не стесняясь местного гражданского населения, женщин, многие из которых потеряли своих родных на фронте. Ей казалось, что позволяли отпускать шутейки, благо никто не понимал, о чем они меж собой там балакают. Очень обижалась, что им такое позволялось. Скромно вели они себя только по одиночке и в закоулках.
Понятно же, загранпоездки и загранкомандировки, работа в благословенной загранице для нее даже в теории не предполагалась. Ей, простой женщине, не надо было делать "политических реверансов". Да и разговор был между людьми одного уровня, происхождения.
Я так скажу. Кто-то из немцев понял. Может быть, даже значительная часть, в значительной мере. Но не все и не все. Достаточно было и таких, кто не понял ничего, а посчитал, что им тогда лишь немного "не повезло" и их лишь "трупами тупых иванов завалили". Они, будучи и в лагерях военнопленных, накормленные и недобитые, под медицинским присмотром, пытались выделываться как мухи на стекле, организовывать свое "ментальное сопротивление". Читал служебные отчеты. Было и такое, что им потакали, на уровне исполнителей, и это еще больше их переполняло "чувством превосходства", ибо наглядно подтверждало основные постулаты преподававшейся им теории.
Ведь по этой теории - "недочеловеки, унтерменши САМИ осознают свою биологическую, умственную неполноценность и поэтому заискивают перед белыми господами, относятся к ним со скрытым восхищением".
Есть единственно правильный ответ на Ваш вопрос : всеобщая мобилизация, как в Германии, так и в СССР.
Если до 20 века , во все мире и всегда, войны велись профессиональными военными, наемниками или добровольцами, то 20 век "осчастливил" человечество этой чудовищной убийственной принудиловкой. А 21 век - продолжил "осчасливливать".
Не возьмусь судить правильно или нет. Это они пережили, и то был их выбор. Но то, что они сами не превратились в то зло, с которым боролись, то, что не уподобились ему — это правильно.
"Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем"