Образование литература 11 класс
Человек на войне: взгляд из XXI века. (По рассказу В.С. Маканина «Кавказский пленный».)
Война, не давшая ответа
Ни на один вопрос. Война,
В которой выигрыша нету
Есть только страшная цена.
Рассказ был написан в 1994 году, за два месяца до первой чеченской кампании. Но Владимир Семёнович Маканин – наш современник.
Когда вы читали рассказ, то прежде всего обратили внимание на его название, нетрадиционное для русской литературы. Вспомните произведения русской классики с похожим названием. (Поэма А.С.Пушкина «Кавказский пленник», поэма Лермонтова и рассказ Льва Николаевича Толстого с таким же названием.
Называя рассказ похоже, но не так же, Маканин заявляет о своём вИдении темы, полемизируя с авторами XIX века.
Цель нашего урока - выявить особенность взгляда В.С. Маканина на традиционную тему русской литературы.
Проблемный вопрос урока: в чем Маканин следует классической традиции, а в чем отходит от нее?
Аналитическая работа с текстом
7) Как развивается в рассказе мотив красоты? (Читаем первое предложение 1 главы.) Кому принадлежит знаменитая фраза: «Красота спасёт мир»? (Князю Мышкину, герою романа Ф.М.Достоевского «Идиот».) Первоначально мотив красоты связан с кавказской природой («красота местности»). Но какое чувство вызывает красота Кавказа у солдат? (Прежде всего тревогу.) Почему? ( Они, привыкли постоянно ощущать опасность и в величественных горах, и в пожелтевшей траве по пояс.) А затем появляется новый герой, и мотив тревог и беспокойства усиливается. Прежде всего беспокойно чувствует себя Рубахин. Как он реагирует на красоту юноши? (Найти подтверждение в рассказе.) Итак, автор замечает, что «Рубахин был простой солдат, он не был защищен от человеческой красоты как таковой». Может быть, красота спасёт и Рубахина, и пленного юношу? (Чтение эпизода смерти пленного юноши: «Юноша не сопротивлялся Рубахину. Обнимая за плечо, Рубахин развернул его к себе юноша (он был пониже) уже сам потянулся к нему, прижался, ткнувшись губами ниже его небритого подбородка, в сонную артерию. Юноша дрожал, не понимая. "Н-н..." слабо выдохнул он, совсем как женщина, сказав свое "нет" не как отказ как робость, в то время как Рубахин следил его и ждал (сторожа вскрик). И как же расширились его глаза, пытавшиеся в испуге обойти глаза Рубахина и через воздух и небо увидеть своих! Он открыл рот, но ведь не кричал. Он, может быть, только и хотел глубже вдохнуть. Но вторая рука Рубахина, опустившая автомат на землю, зажала ему и приоткрытый рот с красивыми губами, и нос, чуть трепетавший. "Н-ны..." хотел что-то досказать пленный юноша, но не успел. Тело его рванулось, ноги напряглись, однако под ногами уже не было опоры. Рубахин оторвал его от земли. Держал в объятьях, не давая коснуться ногами ни чутких кустов, ни камней, что покатились бы с шумом. Той рукой, что обнимала, Рубахин, блокируя, обошел горло. Сдавил; красота не успела спасти. Несколько конвульсий... и только».) В литературоведении принято считать, что Владимир Маканин полемизирует с Достоевским. А на ваш взгляд, так ли это?
Прошу дать полный ответ!
В данном тексте нет наречий.