Top.Mail.Ru
Ответы

Письменный анализ стихотворения Маяковского «Послушайте»

Помогите пожалуйста

По дате
По рейтингу
Аватар пользователя
Новичок

Стихотворение это-крик души поэта.
Оно начинается просьбой, обращенной к людям: "Послушайте!
" Таким восклицанием каждый из нас очень часто прерывает свою речь, надеясь быть услышанным и понятым.
Произведение было написано осенью 1914 г., спустя год после издания первого сборника «Нате!».

Тема стихотворения – человеческая жизнь; поэтическое искусство.

Жанр – элегия с элементами послания.

Лирический герой стихотворения и есть тот "кто-то", для кого без звездного неба немыслима жизнь. Он мечется, страдает от одиночества, непонимания, но не смиряется с ним. Отчаяние так велико, что ему просто не перенести "эту беззвездную муку".
Лирический герой не просто произносит, а " выдыхает" это слово, отчаянно пытаясь обратить внимание живущих на Земле людей на волнующую его проблему.
Это не жалоба на равнодушную природу, это жалоба на человеческое равнодушие.
Поэт как бы спорит с воображаемым оппонентом, человеком недалеким и приземленным, убеждая его в том, что нельзя мириться с безразличием,одиночеством, горем.
Ведь люди рождаются для счастья.
И весь строй речи в стихотворении именно такой, какой бывает, когда, ведется острая дискуссия, полемика, когда тебя не понимают, а ты лихорадочно ищешь аргументы,
убедительные доводы и надеешься: поймут, поймут.
Вот только объяснить надо как следует, найти самые важные и точные выражения.
Маяковский достигает этого с помощью определенных художественных средств:
множества вопросительных и восклицательных знаков,
резкое противопоставление (плевочки – жемчужина) ,
строгий ритм.
В ст-и звучит правдивая, до резкости откровенная речь:
"…врывается к Богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку. "

Композиция ст-я- кольцевая.
С каждой последующей строкой нарастает мощь, и, с особой быстротой, бежит время. Напряженность растет, но вдруг время останавливается, замедляется, и всё начинается заново.
Затем идёт повторение главного вопроса, который автор задает себе и нам:
"Ведь если звёзды зажигают –
Значит – это кому-нибудь нужно? "
Здесь слышно смутное, едва уловимое настроение тревожной печали, поиска возвышенных чувств.
Лирический герой взывает к людям.
Он пытается обратить их внимание на то, что так важно для него в этой жизни:
на звёзды, на небо, на Вселенную.
Но никто не слышит его, он остаётся непонятым, одиноким.

Для усилия особого эффекта Маяковский использует анафору:
"...Значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – кто-то хочет, чтобы они были?
Значит – кто-то называет эти "плевочки" жемчужиной? "

Множество гласных ударных звуков: у, е, ё, а – помогают автору создать образ "умоляющего человека" .
Непрерывное употребление глаголов, таких как: врывается, плачет, просит, клянется передает динамику событий и их эмоциональный накал.
Голоса автора и лирического героя сливаются воедино.
Целостность образа помогает понять истинный смысл произведения, который, казалось, и так лежит на поверхности, однако он совсем неоднозначен.
Автор использует экспрессивную лексику, для того чтобы передать невыносимость жизни без звёзд: врывается, плачет, клянётся.
Важную роль в произведении играет также интонация. Создается впечатление, что лирический герой выступает перед публикой, рассказывая о своих предположениях с трибуны.

Метафоры – "звёзды зажигают","кто-то называет эти плевочки жемчужиной", "метели полуденной пыли", "врывается к богу".
Эпитеты – полуденная пыль, жилистая рука.
Антитеза:"ходит тревожный, но спокойный".

Стихотворный размер – тонический стих, большинство строк не рифмуются, некоторые объединены перекрестной рифмовкой АВАВ.

Аватар пользователя
Высший разум