Таких направлений не может быть, поскольку идея всемогущего бога-творца в буддизме явно отрицается.
Направления, отождествляющие все сущее с
Нирманакайкей (англ., одним из тел Будды в доктрине о множестве телесных измерений) не могут считаться "пантеистическими", поскольку они описывают "измерение неисчислимых проявлений" (что отнюдь не означает, будто все проявленное уже является Буддой), а также поскольку будда не является богом или божеством.
Точнее было бы говорить о "паниерии" - точно так же, например, тибетская и подобные ей системы правления не являются "теократическими". Но и термин "паниерия" может применяться с большой натяжкой, ведь "всесвятость" предполагает, будто всё (все дхармы) обладают какой-то самосущностной природой (в данном случае непринципиально, благой или неблагой), но и это не так, ведь все дхармы "не загрязнены и не чисты, не ущербны и не совершенны".
Alexei Sh.Высший разум (101856)
1 месяц назад
Спасибо за ответ. Не могли бы вы прокомментировать ещё татхагатагарбху, которую придерживались и придерживаются определённые школы буддизма. Согласно этому учению все существа являются "буддами" (имеют "природу будды"), но их проблема в том, что они не осознают это.
Вот цитата из Википедии: "В махаянских школах природа будды отождествляется с таковостью и характеризуется в качестве «подлинной, неизменной и вечной природы всех существ». Считается, что у обычных существ природа будды временно загрязнена клешами, создающими страдание и другие иллюзии сансары". Это, конечно, не пантеизм, так как Будду не считают божеством. Но всё же, некоторые параллели с пантеизмом есть.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D1%82%D1%85%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B1%D1%85%D0%B0
Так есть ли направления в буддизме, которые придерживаются пантеистических взглядов?
И какие ещё есть сведения о представлениях о Боге / богах в буддизме?