Домашнее задание по Ахт 10 кл
Определите средства выразительности в прозаических и поэтических текстах.
Задание 1
1. Сменит не раз младая дева
Мечтами легкие мечты;
Так дерево свои листы
Меняет с каждою весною. (А.Пушкин)
2. Мело, мело по всей земле
Во все пределы... (Б.Пастернак)
3. Опять язвительности. Жалкие, бессильные.(Ю.Трифонов)
4. Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда. (А.Ахматова)
5. Весенний и тлетворный дух. (А.Блок)
а) Оксюморон, б) гипербола; в) парцелляция; г) сравнение; д) анафора.
Задание 2
1. И наше северное лето,
Карикатура южных зим,
Мелькнет и нет... (А.Пушкин)
2. Уж вечер... Облаков померкнули края,
Последний луч зари на башнях умирает. (В.Жуковский)
3. Время летит иногда птицей, иногда ползет червяком. (И.Тургенев)
4. – Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину, так чтоб не мимо господского дома?..(Н.Гоголь)
5. Не умрет твой стих могучий,
Достопамятно-живой,
Упоительный, кипучий,
И воинственно-летучий,
И разгульно-удалой. (Н.Языков)
а) Антитеза; б) олицетворение; в) эпитет; г) синекдоха; д) перифраза.
Задание 3
1. Не то на серебре – на золоте едал. (А.Грибоедов)
2. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н.Некрасов)
3. И невозможное возможно, дорога дальняя легка. (А.Блок)
4. Что-то неуловимо восточное было в его лице, но из седой дремучести светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В.Солоухин)
5. О Русь, покойный уголок,
Тебя люблю, тебе и верю. (С.Есенин)
а) Градация; б) литота; в) метонимия; г) оксюморон; д) перифраза.
Задание 4
1. Рассвет рукой прохлады росной
Сшибает яблоки зари. (С.Есенин)
2. Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат. (С.Орлов)
3. В избушке, распевая, дева
Прядет, и, зимних друг ночей,
Трещит лучина перед ней. (А.Пушкин)
4. Нужны мне разом
Юг и север,
Восток и запад,
Лес и степь;
Моря и каменные горы,
И вольный плес равнинных рек. (А.Твардовский)
5. И только сбруя золотая
Всю ночь видна... Всю ночь слышна. (А.Блок)
а) Антитеза; б) парцелляция; в) синекдоха; г) метафора; д) перифраза.
Задание 5
1. Жить, храня веселье горя,
Помня радость прошлых весен. (В.Брюсов)
2. Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам. (О.Берггольц)
3. Котелок сердится и бормочет на огне. (К.Паустовский)
4. Ты все пела? – Это дело!
Так поди же попляши. (И.Крылов)
5. И никто с начала мира не видал такого пира. (А.Пушкин)
а) Олицетворение; б) оксюморон; в) ирония; г) градация; д) гипербола.
Задание 1:
Сменит не раз младая дева... - демонстрация сравнения между девой и деревом, используя аналогию.
Мело, мело по всей земле... - повторение слова "мело" для акцентирования действия и создания ритма.
Опять язвительности. Жалкие, бессильные. - использование эпитетов для описания явления.
Оставь свой край глухой и грешный... - призыв с использованием антитезы, чтобы усилить эмоциональную окраску.
Весенний и тлетворный дух. - использование антитезы для описания двух противоположных качеств.
Ответы:
а) д - анафора
б) г - сравнение
в) б - гипербола
г) а - антитеза
д) а - антитеза
Задание 2:
И наше северное лето... - сравнение, где северное лето сравнивается с южными зимами.
Уж вечер... Облаков померкнули края... - использование олицетворения для описания заката.
Время летит иногда птицей, иногда ползет червяком. - сравнение, чтобы показать различные темпы времени.
Эй, борода!... - использование косвенной речи и обращения.
Не умрет твой стих могучий... - гипербола, чтобы усилить эмоциональное воздействие.
Ответы:
а) г - синекдоха
б) в - эпитет
в) г - оксюморон
г) б - олицетворение
д) г - гипербола
Задание 3:
Не то на серебре – на золоте едал. - использование сравнения для описания утонченного обеда.
Ниже тоненькой былиночки... - использование метафоры для создания образа.
И невозможное возможно... - использование антитезы для подчеркивания противоположности.
Что-то неуловимо восточное было в его лице... - описание лица с использованием метафоры.
О Русь, покойный уголок... - использование эпитета для описания России.
Ответы:
а) в - метонимия
б) в - метафора
в) а - градация
г) г - оксюморон
д) д - перифраза
Задание 4:
Рассвет рукой прохлады росной... - олицетворение для описания рассвета.
Его зарыли в шар земной... - перифраза для описания смерти солдата.
В избушке, распевая, дева... - использование олицетворения для описания действий.
Нужны мне разом... - перечисление для описания различных вещей.
И только сбруя золотая... - олицетворение для описания сбруи.
Ответы:
а) а - антитеза
б) д - перифраза
в) а - олицетворение
г) г - метафор