"Эдип и Сфинкс", написанный в 1809 году, представляет первый этап творчества Энгра, который являет собой академизм в чистом виде - ясные цвета и формы, натурная передача обнажённого человеческого тела, доминанта разума на чувствами, античная мифология в качестве источника сюжетов.
Эдип Энгра - персонаж бесстрашно встречающий звериное начало, он смотрит в глаза Сфинксу, даже с некоторым вызовом подзывая его к себе. Фигура человека освещена, вокруг неё строится вся композиция, чудовище же отнесено в сторону и в тень. Мы не знаем, задана ли уже загадка, но мы можем быть уверены - Эдип способен её разгадать и победить смертельную опасность.
При этом художник ни сколько не умоляет опасности, исходящей от Сфинкса. Человеческие кости, лежащие под камнем, на котором стоит чудовище, человек в ужасе убегающий из пещеры и зовущий Эдипа за собой. Всё это подчёркивает исключительность персонажа, его поистине героические свойства.
Ещё одна интересная деталь - подпись художника, располагающаяся на камне, на который одной ногой наступает Эдип. Этот знак может быть прочитан как размышление о роли искусства в борьбе разума и чувств. Энгр позиционирует свою живопись как то, что помогает разумному началу победить животное внутри человека, даёт человеку опору, на которую он может встать для борьбы со своим Сфинксом.
В 1864 году Гюстав Моро, один из первых представителей символизма в живописи, вновь обращается к изображению Эдипа и Сфинкса, но наполняет он его смыслами, отличающимися от тех, что вкладывал в свою картину Энгр.
В первую очередь, стоит отметить, что Моро, проходя академическую живописную школу, во-первых, хорошо знал картину Энгра, а, во-вторых, свою первую крупную работу писал не без использования элементов академизма, заметных, прежде всего, характере самого письма: чёткая композиция, обнажённая натура, сдержанное цветовое решение.
Кардинальное отличие от работы предшественника заключается в характере отношений между Эдипом и Сфинксом. Если у Энгра - сфинкс это чудовище, спрятанное в тени, которое Эдип собирается одолеть, то у Моро - два персонажа становятся одним целым. Сфинкс забирается на тело Эдипа, как настоящая кошка прыгает ему на грудь, из-за чего их зрительный контакт воспринимается как более чувственный, более естественный.
Сфинкс всё так же опасен, об этом нам напоминают тела умерших, как и у Энгра, расположенные у края картины. Но теперь не так очевидно, как избежать этой опасности. Через рациональное преодоление чувственной природы? Или через обретение гармонии с ней? Скорее второе, но гармония эта достигается через осознание этой сложной иррациональности.
Эдип в картине Моро гипнотизирует Сфинкса, он не вызывает его на состязание как Эдип Энгра, он покоряет его своей волей, останавливая опасное движение по своему телу, он оставляет чувственность в отведённых ей границах, не позволяя выйти за рамки дозволенного, но и не отказываясь от неё полностью.
Две картины, которые разделяет 60 лет прекрасно демонстрируют, как различные художники интерпретируют один и тот же сюжет, вплетённый в мировую культуру. Общая схожесть композиции ещё острее проявляет тот разный смысл, который вкладывают в свои работы Энгр и Моро - человек как проявление сугубо рациональное, побеждающее свою иррациональность, и человек, гармонично живущий со своей природной составляющей, держа её в рамках, но не отказываясь от неё.
Подробнее:
https://dzen.ru/a/Xg7vjjZCtgCv01Ro