Со стихией народа связан еще персонаж - Хлопуша.
.Сцена, связанная с его появлением и рассказом о себе ("Уральский каторжник"), является одним из самых сильных мест поэмы.
Первая реплика Хлопуши начинается с яркой характеристики народного восстания: "Сумасшедшая, бешеная кровавая муть!//Что ты? Смерть? Иль исцеление калекам?".
Он чувствует как бунт все больше и больше погружает жизнь в стихию хаоса. Более того, он не знает, как все закончится - победой ("исцеленье калекам") или смертью.
Однако он настойчиво требует встречи с Пугачевым - "Проведите, проведите меня к нему,//Я хочу видеть этого человека".
Через монолог Хлопуши Есенин создает образ озлобленного бродяги. Этот герой способен понять, почему Пугачев сумел возглавить стихийное движение "черни" - она "его любит за буйство и удаль". Кто, как не Хлопуша должен понимать это! Он "нес свою душу" в лагерь Пугачева, т.к. наконец-то нашел занятие близкое своему духу, духу вольницы.
В Хлопуше, как и в других людях, живет жажда жизни свободной ("Черта ль с того, что хотелось мне жить?" - в этом возгласе и сарказм, и ярость героя).
Услышав от губернатора о существовании Пугачева и его движении, он понял, что у него есть возможность получить то, чего хочет он, и чего хотят все восставшие. "Местью вскормленный бунтовщик" - так он называет себя сам.
Любопытны возможные параллели между Хлопушей и Пугачевым. Отмеченное выше звериное начало есть и в том, и в другом герое ("Завтра ж ночью я выбегу волком// Человеческое мясо грызть", - говорит Хлопуша). Более того, Хлопуша произносит фразу которая заключает в себе ту же идею, что и слова Пугачева. Приведем оба отрывка:
Пугачев-Хлопуша
Знаешь? Люди ведь все со звериной душой, - Все равно ведь, все равно ведь, все равно ведь
Тот медведь, тот лиса, тот волчица - Не сожрешь - так сожрут тебя ж
А жизнь - это лес большой - Нужно вечно держать наготове
Где заря красным всадником мчится- Эти руки для драк и краж7
Нужно крепкие, крепкие иметь клыки.8
Возможно такое поразительное сходство двух героев и объясняют, почему Хлопушу так тянет к Пугачеву. Он желает увидеть вождя народного восстания. И в бунте, и в фигуре его предводителя он видит нечто близкое себе.
Хлопуша сходу предлагает соратникам Пугачева собственный план взятия Оренбурга. В эмоциональную, порывистую стихию бунта он добавляет хитрость:
"Нет!//Хлопуша не станет биться.//У Хлопуши другая мысль.//Он хотел бы, чтоб гневные лица//Вместе с злобой умом налились".
