Изначально царь начал строить фрегаты на Переяславском озере. Потом заложил верфь в Архангельске. Но сработанные там корабли стали торговыми: от Белого моря до Азова, который осаждала русская армия, было далеко. "Сухопутный" поход на турок провалился. Ко второй попытке Петр готовился уже в Воронеже.
Купленную в Голландии галеру в разобранном виде доставили под Москву, по образцу изготовили детали для "серийного производства" и отправили их на воронежские верфи для окончательной сборки. В 1696 году корабли спустились по Дону к Азову, и благодаря атакам с моря крепость была взята.
После этого Петр твердо решил обзавестись полноценным военным флотом. И в Воронеже многое случилось впервые в стране: учредили Адмиралтейство и изготовили Андреевский флаг, открыли навигацкую (математическую) школу и школу для подготовки младших специалистов флота. А шлюзовые системы и "сухую гавань" для сохранности судов тут разработали и возвели впервые в мире! За 17 лет в здешних краях построили свыше тысячи кораблей, десять с лишним тысяч барж и плотов уже по отечественным проектам. К некоторым из них приложил руку государь.
С его участием был создан первый линкор российского военно-морского флота - та самая 58-пушечная "Гото Предестинация". "Понимающие в судостроении единогласно признали его шедевром", - отмечал посланник Дании Поль Гейнс, который присутствовал при спуске судна на воду. Одни историки считают, что чертежи для "Гото" были английскими, но популярнее теперь версия, что это было натуральное импортозамещение. Оригинальный корабль до наших дней не сохранился. Туристам показывают копию.
Внешне парусник "исторический", но под деревянной обшивкой кроется металлический корпус с дизельным двигателем, так что корабль-музей может рассекать акваторию водохранилища и при полном штиле. Правда, он в основном стоит на приколе и принимает посетителей.
Основу "Гото Предестинации" XXI века изготовили в Воронежской области на Павловском судостроительно-судоремонтном заводе. Надстройку из карельской сосны - в петрозаводской компании "Варяг". Внутреннее убранство, снаряжение, пушки и предметы быта воссоздавали под руководством местных историков и специалистов военно-морского музея Санкт-Петербурга.
Увы, стимулом к возрождению воронежского кораблестроения это не стало. Единственный в регионе Павловский завод, ведущий историю с петровских времен, пребывает в кризисе. В советские годы там выпускали катера, теплоходы и баржи, в новейшее время - понтоны и паромы. Павловчане ремонтировали суда и доки на других предприятиях. Дон в Воронежской области обмелел и перестал быть судоходным.
Тем не менее в Павловске, где в свое время начинал мичманом Федор Ушаков, о своей причастности к морскому делу не забывают. Юные корабелы занимаются на станции юных техников. При ней действует музей флота: в нем не только модели судов, но и подлинные пушечные ядра или раритетный водолазный костюм.