ЭДВАРД МУНК
Белая ночь. Осгардстран (Девушки на мосту)
1902-1903
86х75,8, xолст, масло
До 1948 – ГМНЗИ. До 1925 – ГТГ. До 1910 – собр. М.А. Морозова
Осгардстран – небольшой городок на берегу фьорда недалеко от Осло, где находился дом Мунка, в который художник приезжал каждое лето. Первое полотно «Девушки на мосту» на один из самых излюбленных и самых лирических сюжетов в творчестве художника было создано в 1900–1901 годах. Картина из собрания ГМИИ – авторский вариант, чрезвычайно близкий к первоначальному, поскольку был написан вскоре после него специально для парижского Салона Независимых 1903 года, где картина была приобретена М.И. Морозовым. В настоящее время известно семь авторских версий, которые находятся в различных музея и частных коллекциях.
________
МУНК, ЭДВАРД (1863 – 1944)
Норвежский живописец, театральный художник, график. Учился в Осло в Королевской школе рисования (1881-1886) и в мастерской Крога (1882-1883). В 1880-1890 годах Мунк работал во Франции, где испытал влияние Поля Гогена, Анри де Тулуз-Лотрека, Винсента ван Гога, а также в Германии и Италии. Мировоззрение художника Мунка формировалось под воздействием идей Йегера, Стриндберга, Гамсуна и других скандинавских писателей-символистов, что определило обращение живописца к характерным для символизма “вечным” темам одиночества, угасания, смерти (“Больная девочка”, 1885-1886, Национальная галерея, Осло). С начала 1890-х годов творчество Мунка развивается в рамках складывавшегося в эту эпоху стиля модерн (“Девушки на мосту”, 1901, Национальная галерея, Осло), но обнаруживает и ряд новых черт (жесткий вихреобразный контурный рисунок, диссонирующая цветовая гамма, динамичная композиция), которые усиливают в картинах художника трагическое звучание образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма (“Крик”, 1893, Национальная галерея, Осло).
Крик. 1893
Национальная галерея, Осло
http://www.newpaintart.ru/artists/m/munch_e/white_night_aasgardstrand.php