Практикум история 2 ЛИБЕРАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ АЛЕКСАНДРА ВТОРОГО
3. Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.
«Что бы ни говорили и что бы ни думали о 1 марта, его значение было громадное… Оно прервало 26-летнее царствование императора, который открыл для России новую эру, поставив её на путь общечеловеческого развития; после векового застоя он дал ей громадный толчок вперёд реформами: крестьянской, земской и судебной. И первая, и величайшая из этих реформ, крестьянская, в экономическом отношении не удовлетворяла требованиям лучших представителей общества… Труды Янсона, кн. Васильчикова и других исследователей показали полное расстройство экономического быта крестьян: малоземелье, развитие сельского пролетариата и …несоответствие крестьянских платежей с доходностью их земель…
Другие преобразования, под усилившимся влиянием противников реформ и реакции, проявившейся в самом императоре, были урезаны и искажены разными дополнениями, изъятиями, разъяснениями. Мало-помалу общественные силы и правительственная власть пошли врозь, общественные элементы потеряли всякое влияние на течение государственной жизни, на ход управления…
Поучительный характер 1 марта заключается именно в том, что это был финал двадцатилетней борьбы между правительством и обществом».
А) Как звали императора, об итогах царствования которого говорится в тексте? Укажите год проведения реформы, названной в тексте «величайшей» среди реформ этого царствования.
Б) Какие недостатки реформ (процесса реформирования), проведенных в данное царствование, отмечает автор? Укажите не менее двух недостатков. Какое основное последствие этих недостатков для общественно-политической ситуации называет автор?
В) На основе исторических знаний приведите не менее трёх положений, которые раскрывают основные принципы одной (на выбор) из названных в тексте реформ, кроме крестьянской. Сначала укажите название реформы, затем ее принципы.
Ответы на вопросы:
А)
Имя императора: Александр II
Год проведения крестьянской реформы: 1861
Б)
Недостатки реформ:
Неполнота и непоследовательность: Автор отмечает, что реформы, особенно крестьянская, не решили всех проблем и не удовлетворили требования общества.
Влияние реакции: В тексте говорится, что под влиянием противников реформ и реакции самого императора, преобразования были "урезаны и искажены".
Основное последствие:
Разрыв между правительством и обществом: Автор считает, что недостатки реформ и усиление реакции привели к отчуждению общественных сил от власти.
В)
Пример: Земская реформа:
Основные принципы:
Местное самоуправление: Земства были органами местного самоуправления, которые занимались вопросами здравоохранения, образования, благоустройства и т.д.
Выборность: Члены земств избирались на основе имущественного ценза.
Сословное представительство: В земствах были представлены разные сословия, но преобладали дворяне.
1. Император — Александр II.
Годы царствования — 1855−1881 гг.
Год реформы — 1861.
2. Могут быть указаны следующие называемые автором недостатки реформ, процесса реформирования:
а) крестьянская реформа привела к расстройству экономического быта крестьян;
б) остальные реформы были урезаны и искажены.
Может быть указано следующее основное последствие: конфликт между властью и обществом.
3, Могут быть приведены следующие положения о принципах земской реформы:
1) всесословность;
2) выборность органов местного самоуправления;
3) самостоятельность в решении местных хозяйственных вопросов;
4) запрет на политическую деятельность земств.
Могут быть приведены следующие положения о принципах судебной реформы:
1) бессословность (равенство всех перед судом и законом);
2) открытость, гласность судебного процесса;
3) состязательность судебного процесса (наличие обвинения и защиты);
4) устный характер судопроизводства;
5) привлечение представителей общества к судопроизводству (введение суда присяжных).