Тест по русскому 9 класс
ТЕСТ
2 Вариант
1. Какие высказывания являются верными?
1) Смысловые отношения между частями не влияют на постановку знаком
препинания в бессоюзном сложном предложении.
2) Двоеточие в бессоюзном предложении ставится, если между частями
‘складываются сравнительные отношения.
3) Перечислительные отношения включают значения одновременности И
последовательности.
* 4) Бессоюзные сложные предложения активно используются в разговорном и
художественном стилях речи.
2. Какие предложения являются бессоюзными?
1) Три дороги лежали перед антилоповцами: асфальтовая, шоссейная и
проселочная (И. Ильф и Е. Петров).
.2) Принес разведчик хорошую весть: суворовская армия в четыре раза меньше
турецкой (С. Алексеев).
3) Я узнал сестру милосердия, она также узнала меня и улыбнулась (А. Беляев).
.4) Многие еще не верили, будет ли на самом деле послана эскадра на Дальний
Восток (А. Новиков — Прибой).
5) Не ухватись Волька обеими руками за бахрому, обрамлявшую ковер-самолет,
пришлось бы на этой необычной воздушной катастрофе и закончить нашу
повесть (Л. Лагин).
3. В каких бессоюзных предложениях на месте знака // следует поставить
двоеточие?
1) Слышны гаммы // в старом доме кто-то учится играть на фортепиано (А.
Вампилов).
`2) Туча сразу зашла флангом // вода ударила сверху и снизу // сверкнул молнии (Л.
Кассиль).
3) Бензин ваш // идеи наши (И. Ильф и Е. Петров).
4) Мы видим // с голубого своду нездешним светом веет нам (Ф. Тютчев).
4. В каком бессоюзном предложении на месте знака // следует поставить тире?
1) Понадобится // сделает озера (А. Твардовский).
2) Сентябрь холодный бушевал // с деревьев ржавый лист валился // сходила ночь //
туман вставал. (Ф. Тютчев).
3) Я вздрогнул // из-под кучи хвороста и разного другого хлама, нанесенного в сад
полой водой и зачем-то оставленного дедом, важный и по-хозяйски уверенный в
себе, выползал здоровенный уж, высоко подняв золоченую коронованную свою
головку (М. Алексеев).
5. В каких предложениях знаки препинания расставлены правильно?
1) Почему мы, люди, должны решать за всех и вся: быть или не быть? (М.
Алексеев). я
2) Почему мы, люди, должны решать за всех и вся, быть или не быть.
3) Почему мы, люди, должны решать за всех и вся, быть или не быть?
1. Из предложенных высказываний верными являются:
- **Неверно**: 1) Смысловые отношения между частями влияют на постановку знака препинания в бессоюзном сложном предложении, так что это высказывание неверно.
- **Верно**: 2) Двоеточие в бессоюзном предложении ставится, если между частями складываются сравнительные отношения. Это верное утверждение.
- **Верно**: 3) Перечислительные отношения включают значения одновременности и последовательности.
- **Верно**: 4) Бессоюзные сложные предложения активно используются в разговорном и художественном стилях речи.
2. Бессоюзными предложениями являются:
- **Нет**: 1) Три дороги лежали перед антилоповцами: асфальтовая, шоссейная и проселочная (И. Ильф и Е. Петров). Это предложение с изложением списка через двоеточие.
- **Да**: 2) Принес разведчик хорошую весть: суворовская армия в четыре раза меньше турецкой (С. Алексеев). Здесь двоеточие используется для введения пояснения, формирующего бессоюзное сложное предложение.
- **Да**: 3) Я узнал сестру милосердия, она также узнала меня и улыбнулась (А. Беляев). Это классический пример бессоюзного сложного предложения.
- **Нет**: 4) Многие еще не верили, будет ли на самом деле послана эскадра на Дальний Восток (А. Новиков — Прибой). Это сложноподчиненное предложение.
- **Да**: 5) Не ухватись Волька обеими руками за бахрому, обрамлявшую ковер-самолет, пришлось бы на этой необычной воздушной катастрофе и закончить нашу повесть (Л. Лагин). Пример условного бессоюзного предложения.
3. На месте знака // следует поставить двоеточие в следующих предложениях:
- **Да**: 1) Слышны гаммы // в старом доме кто-то учится играть на фортепиано (А. Вампилов). Это предложение передает причинно-следственные отношения, где двоеточие подходит.
- **Нет**: 2) Туча сразу зашла флангом // вода ударила сверху и снизу // сверкнул молнии (Л. Кассиль). Здесь скорее подойдет тире или точка, так как присутствует перечисление действий.
- **Да**: 3) Бензин ваш // идеи наши (И. Ильф и Е. Петров). Подразумевается разделение или противопоставление, где двоеточие подчеркивает объяснение или уточнение.
- **Нет**: 4) Мы видим // с голубого своду нездешним светом веет нам (Ф. Тютчев). Здесь двоеточие не подходит, так как предложение выражает скорее общую связь между частями.
4. На месте знака // следует поставить тире в следующих предложениях:
- **Да**: 1) Понадобится // сделает озера (А. Твардовский). Это предложение выражает причинно-следственные отношения, где тире подчеркивает результат.
- **Да**: 2) Сентябрь холодный бушевал // с деревьев ржавый лист валился // сходила ночь // туман вставал. (Ф. Тютчев). Здесь тире подчеркивает последовательность событий.
- **Нет**: 3) Я вздрогнул // из-под кучи хвороста и разного другого хлама, нанесенного в сад полой водой и зачем-то оставленного дедом, важный и по-хозяйски уверенный в себе, выползал здоровенный уж, высоко подняв золоченую коронованную свою головку (М. Алексеев). Здесь тире не подходит, так как предложение не выражает прямой причинно-следственной связи.
5. Знаки препинания расставлены правильно в следующих предложениях:
- **Да**: 1) Почему мы, люди, должны решать за всех и вся: быть или не быть? (М. Алексеев). Здесь двоеточие используется для введения вопросительного предложения, что правильно.
- **Нет**: 2) Почему мы, люди, должны решать за всех и вся, быть или не быть. Здесь недостает знака вопроса в конце предложения.
- **Да**: 3) Почему мы, люди, должны решать за всех и вся, быть или не быть? Знаки препинания расставлены правильно, вопросительный знак корректно завершает предложение.