Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Направлена ли внутривидовая борьба у животных на уничтожение соперника, или цель - прогнать или напугать?

DELETED DELETED Ученик (173), закрыт 3 недели назад
Лучший ответ
Сергей Смолицкий Искусственный Интеллект (236654) 3 недели назад
Если кратко, то в огромном большинстве случаев об уничтожении речь не идет. Самым подробным образом это разобрано в книге Конрада Лоренца "Кольцо царя Соломона" в главе "Мораль и оружие". (Конрад Лоренц - один из основателей науки этологии, изучающей поведение животных). На ряде примеров Лоренц доказывает, что внутривидовая борьба имеет ряд запретов, направленных именно на то, чтобы дело до смертоубийства не доходило. После того, как более слабый противник признает себя побежденным и встанет в "позу покорности", победитель, как бы он ни был раззадорен, не может преодолеть действие некоего психологического механизма, мешающего ему продолжить бой.
И далее Лоренц вывел зависимость: чем более смертоносным оружием обладает животное, тем сильнее действует этот рефлекторный запрет. Поэтому он сделал неутешительный для хомосапиенсов вывод: поскольку природа не дала нам ни острых клыков, ни длинных когтей, то на уровне природных рефлексов у человека слабый природный барьер на убийство себе подобных. Взамен природы общество стремится создать барьеры социальные, но они всегда слабее природных.
Это если коротко. А книги Лоренца очень рекомендую к прочтению. Познавательно, увлекательно и с огромной долей юмора.
DELETED DELETEDУченик (173) 3 недели назад
Вот я тоже, вспоминая противостояния дворовых котов, не помню там боёв насмерть.
И задался вопросом, почему человек преодолел такой барьер и сносит своих за милую душу и в промышленных масштабах.
Сергей Смолицкий Искусственный Интеллект (236654) DELETED DELETED, Лоренц в итоге сделал неприятный вывод: по уже названной мной причине (отсутствие природного смертельного оружия и врожденного запрета на его применение против своих) ему известны лишь два биологических вида, занимающихся массовым истреблением себе подобных. Это человек и серая крыса пасюк.
Остальные ответы
Белка Искусственный Интеллект (124032) 3 недели назад
Как пойдет)) Если соперника потом можно съесть, то его надо уничтожить, если нет - достаточно прогнать или напугать
Jurijus Zaksas Искусственный Интеллект (433907) 3 недели назад
Как правило - просто прогнать и отвоевать территорию/самку/добычу/прочие ништяки.
Во-первых. животным одного и того же вида довольно сложно убить друг друга насмерть. Лев может перегрызть шею антилопе, но у другого льва же там противная волосатая грива, фу...
Во-вторых, это контрпродуктивно с точки зрения видового выживания.
Бывают и исключения. Например, взрослый кот может запросто убить забредшего на его территорию подростка-котенка, ибо нефиг плодить конкурентов, мышей на всех не хватит (впрочем, если котенок сильный, а кот - старый, то котенок его тоже грохнет и не поморщится). А взрослый медведь может убить медвежат, чтобы поиметь их мать. Такие вот примерно дела.
DELETED DELETEDУченик (173) 3 недели назад
Спасибо за развернутый ответ!
Аглая Шниц Искусственный Интеллект (140451) 3 недели назад
внутривидовая борьба у животных направлена на то, чтобы соперник перестал быть таковым. если достаточно прогнать или напугать -- так и будет.

дело в том, что драка не на жизнь, а на смерть чревата ущербом для собственной драгоценной шкуры, а это неприятно.

ну и горизонт планирования (типа, "он ещё вернётся, поэтому надо валить сейчас, пока слабый") отсутствует.
DELETED DELETEDУченик (173) 3 недели назад
Мне уже посоветовали одну книгу выше, а есть ли где-то объяснение, как эти механизмы действуют физиологически?
На уровне тела
DELETED DELETEDУченик (173) 3 недели назад
Из этого выходит, что животные не мыслят в категории "враг", она замещена "добычей" и "соперником".
DELETED DELETED, возможно, некоторые животные вообще не мыслят. Какой-нибудь жук видит соперника, у него включается программа - надо оттолкнуть или спихнуть с ветки вот это черненькое. А вот если наблюдать, например, за конкуренцией между группами шимпанзе, то там, похоже они иногда воспринимают друг друга как враги. Хотя до смертоубийства не всегда доходит.