Станиславский, сформулировав свою систему работы с актером, заложил теоретические основы театральной педагогики. Но то, что в сборнике "Работа актера над собой" предлагает Станиславский - это только частично основано на его личном опыте. Многие открытия в области театральной педагогики, которые приписывают Константину Сергеевичу, были ещё раньше открыты, но не описаны М. С. Щепкиным, Ф. Г. Волковым, И. А. Дмитриевским, педагогами Мейнингенской школы и т.д.
Важно понимать, что метод работы режиссера с актером зависит от эстетики режиссера. Например, Станиславский стоял на принципах реализма в театре, поэтому его система работы с исполнителем основана на психологически достоверном воплощении каждой роли. Евгений Вахтангов стоял на принципах "фантастического реализма", поэтому для него в работе с актером было важно добиться яркого и выразительного воплощения роли. А Всеволоду Мейерхольду был важен конструктивизм в театральном творчестве, поэтому возникла "биомеханика".
Но несмотря на различия, все подходы к работе с актером основаны на открытиях Станиславского и других режиссеров реалистического направления и дополняют "систему Станиславского". Одно от другого отделить нельзя. Талантливые актеры никогда не останавливаются на какой-то одной "системе", а берут от каждой все самое лучшее и работают по своей "уникальной" методике. Но даже Станиславский говорил, что талантливому актеру система не нужна, потому что все описанное Станиславским основано на бессознательных природных процессах человеческого мозга, а "система" только делает неосознаваемые процессы работы актера над ролью осознаваемыми.
Если говорить кратко о других "системах", которые дополняют учение Станиславского, то это:
- Учение М. А. Чехова, основанное на работе с воображением и психофизическом жесте для мобилизации психофизического аппарата актера;
- Учение Е. Б. Вахтангова, основанное на этическом воспитании актера;
- "Биомеханика" Вс. Э. Мейерхольда, основанная на работе с пластикой актера;
- Метод М. О. Кнебель, основанный на сотрудничестве актера и режиссера;
- Метод Г. А. Товстоногова, основанный на подробном изучении драматургического материала;
- Метод Б. Брехта, или "театр очуждения", основанный на том, что актеры исполняют роли, не вживаясь в образ психологически по Станиславскому, а остаются собой, что позволяет актеру и зрителю не чувственно, а рационально оценивать поступки персонажей;
- "Театр жестокости" А. Арто, в основе которого лежит демонстрация насилия для достижения большего эффекта воздействия на зрителя;
- Метод Л. Страсберга, основанный на учении Михаила Чехова;
- "Пустой театр" П. Брука, где использовано минимум декораций, и все действие держится только на актёре;
- Техника И. Чаббак - система Станиславского, переработанная для Голливуда.
Важно понимать, что развитие театральных школ в нашей стране и за рубежом связано с развитием театрального искусства и эстетики, применяемой в театре. В свое время большое влияние на театр оказали древнегреческая драма, комедия дель-арте, идеи классицизма (драматургия Бомарше), романтизма (драматургия Пушкина, Гюго), реализма и "Новой драмы" (драматургия А. Чехова, Ибсена), а в последствии модернизма и постмодернизма.