бегемот
Профи
(580)
7 месяцев назад
В тексте Е. М. Богата рассматривается проблема определения понятия «чудак». Автор считает, что чудаками можно назвать людей, которые бросают вызов неправильному мироустройству и не смиряются с существующим порядком вещей. Они проявляют активность и борются за свои идеалы, не жалея ни себя, ни своих душевных сил.
Кроме того, автор обращает внимание на людей, которые пытаются приспособиться к нездоровой среде, но в итоге уходят от неё, понимая возможные последствия. Такая модель поведения связана с желанием защитить своё «я» от пагубного влияния общества.
Е. М. Богат считает, что наиболее эффективной моделью поведения является та, при которой личность не даёт боя и не бежит, а находит баланс между борьбой и приспособлением. Такой подход позволяет избежать равнодушного отношения и пассивного сочувствия, защищая человека и не позволяя ему оставаться в стороне.
В заключение, автор приходит к выводу, что каждый человек испытывает на себе общественное влияние, которое может быть как благотворным, так и негативным. Поэтому важно выбрать наиболее эффективную модель поведения, позволяющую защитить себя и при этом не забывать об ответственности за свои поступки.
То есть естественны условия жизни, формирующие определенные мнения, естественны сложившиеся обычаи, и странны, неестественны люди, поступающие вопреки всему этому.
Старинное колоритное определение Даля отражало, бесспорно, глубоко горестный опыт дореволюционной народной жизни. Но и после революции, совершившейся в семнадцатом году во имя того, чтобы «обык» не был враждебен лучшим устремлениям человека, чудаки на нашей земле не перевелись. Изменилась «точка отсчета», более того, коренным образом перестроилась вся система жизненных ценностей, а чудаки остались. Более того, первым поколениям советских людей стали особенно близки и понятны чудаки, запечатленные Лесковым, Писемским, Короленко, Горьким, те странные, своеобычные люди, которые все время выламывались из нравственных и социальных норм дореволюционной жизни.
Но если раньше называли чудаками людей странных, экзотически-необычных, то теперь это определение лишилось оттенка острого недоумения, непонимания или неприятия. Чудаками стали называть людей духовно красивых, деятельных и бескорыстных, не лишенных разных человеческих странностей. Определение «чудак» начало наполняться изнутри обаянием, которого оно раньше чаще всего было лишено.
Но это вовсе не означает, что образ жизни чудака стал некоей социальной нормой. В этом случае он перестал бы быть чудаком. Нет, и в совершенно новых социально-нравственных условиях, в абсолютно иной исторической ситуации он оставался избранной натурой.
В этих бескорыстных чудаках сосредоточилось, как в волшебной линзе, самое лучшее, высокое, цельное, что есть в нашем социальном строе и в нашем народном характере.