Рафик Мусаев
Ученик
(173)
2 месяца назад
Около XVII века сословие духовенства в России претерпело значительные изменения, связанные с церковной реформой патриарха Никона и укреплением абсолютизма. Основные изменения включают:
1. Церковная реформа: В 1650-х годах патриарх Никон провел реформы, которые изменили обряды и правила богослужения, что привело к расколу в церкви (старообрядцы против никониан). Это раскол ослабил единство духовенства.
2. Усиление контроля государства: В XVII веке церковь стала всё больше зависеть от государства. Царская власть стремилась контролировать деятельность духовенства, что постепенно снижало их политическое влияние.
3. Разделение на "белое" и "чёрное" духовенство: Белое духовенство (священники, которые могли жениться) стало больше ориентировано на службу в приходах, тогда как черное духовенство (монахи) концентрировалось в монастырях и участвовало в управлении церковным имуществом.
4. Экономическая роль: Церковь владела значительными земельными ресурсами, и духовенство стало важным экономическим игроком. Это укрепляло их позиции, хотя и вызывало критику.
Таким образом, духовенство в XVII веке переживало как внутренние изменения, связанные с реформами, так и внешние — с возрастанием контроля со сторон
ы государства.
Angressi
Мастер
(1237)
2 месяца назад
Ну, смотри. До XVII века духовенство — это был неприкасаемый картель. Монахи, епископы — вся эта братва управляла не только душами людей, но и их кошельками. Они говорили, что являются посредниками между небом и землей, а народ — слушался, платил и молчал. Их влияние было настолько мощным, что даже короли порой перед ними преклонялись. Крестились и подписывали бумаги, которые церковь им подсовывала. Вся игра шла по их правилам.
Но в какой-то момент всё это начало рушиться. В XVI веке появился парень по имени Мартин Лютер. Тип с характером, который не побоялся бросить вызов всей системе. Он раскусил, что эти церковники используют свою власть для набивания собственных карманов, продавая индульгенции — такую себе "лицензию на прощение грехов". Лютер устроил протест, и многие люди это подхватили. В результате духовенство начало терять свои "территории" — в некоторых странах власть церковников сократилась до нуля, а протестанты построили свою систему. Это была как война мафиозных кланов — католики и протестанты пытались урвать контроль над территориями и душами. И этот раскол сделал церкви больно.
Но Ватикан не собирался просто так сдаваться. Они начали контратаку — Контрреформацию, запустили свои реформы, чтобы вернуть доверие и власть. Вроде как решили "почистить" свои ряды, чтобы избежать дальнейшего раскола. Собрали духовных "киллеров", таких как Иезуиты, и начали наводить порядок. Но... уже было поздновато. Люди начали видеть, что у духовенства есть конкуренты. На арене появились новые игроки — наука и философы, которые стали перетягивать влияние на себя. Просвещение — это как новый криминальный синдикат, который отбирал власть у старого авторитета.
Короче говоря, к XVII веку церковь потеряла значительную часть своего контроля. Влияние духовенства уже не было таким всепроникающим. Они всё ещё держали часть бизнеса в своих руках, но рынок "душевных услуг" стал более конкурентным.