Владимир
Мыслитель
(7193)
3 недели назад
Пережитком родового строя можно считать принцип коллективной ответственности, который отражён в ряде статей Законов Хаммурапи. Так, в случае совершения преступления несколькими лицами виновными считались и обвиняемые, и община, к которой они принадлежали. За укрывательство беглеца или краденого имущества ответственность также несла вся община.
Ещё один пример — право наследования, при котором сыновья имели преимущество перед дочерьми, а несовершеннолетние дети — перед взрослыми. Также в Законах Хаммурапи упоминается право наследования для приёмных детей.
ВладимирМыслитель (7193)
3 недели назад
Примеры из законов Хаммурапи:
Статья 1: «Если человек обвинил другого в убийстве и не доказал свою правоту, он сам должен быть убит».
Статья 53: «Если соседний поток смыл плотину и затопил поле, виновный должен возместить ущерб».
Статья 117: «Если человек имеет процентный долг и его близкие нуждаются в деньгах после его смерти, они не обязаны платить».
Статья 209: «За кражу осла, овцы или раба полагается тройной штраф».
Статья 215: «Если работник умер, его жена или сын должны закончить работу и получить оплату».
Эти законы затрагивают уголовное право, семейное право, трудовое право и другие аспекты общественной жизни, демонстрируя разнообразие тем.
Денис Скурлатов
Мыслитель
(8152)
3 недели назад
Пережитки родового строя в Законах Хаммурапи:
Несмотря на то, что Законы Хаммурапи отражают уже развитое классовое общество, в них можно найти ряд пережитков родового строя. Вот некоторые примеры:
1. Кровная месть:
Статья 153: "Если человек стал причиной смерти чужой жены, то его жену должно убить."
Статья 230: "Если строитель построил дом и он обрушился, убив сына хозяина, то нужно убить сына строителя."
Этот принцип "око за око, зуб за зуб" характерен для родового общества, где ответственность за проступки одного члена рода ложилась на весь род.
2. Коллективная ответственность:
Статья 25: "Если в доме вспыхнул пожар и человек, пришедший тушить его, поднял глаза на добро хозяина дома и взял себе что-нибудь, то этого человека должно бросить в этот же огонь."
Здесь ответственность за кражу возлагается не только на вора, но и на всех, кто пришел тушить пожар. Это отражает принцип коллективной ответственности, характерный для родового строя.
3. Влияние общинных судов:
Законы Хаммурапи не отрицают полностью роль общинных судов, которые сохраняли влияние на местном уровне, особенно в сельской местности. Царский суд выступал скорее апелляционной инстанцией.
4. Значимость родственных связей:
Родство играло важную роль в различных правовых аспектах, например, в вопросах наследования. Хотя Законы Хаммурапи и регламентируют порядок наследования, они все же отдают предпочтение родственникам по мужской линии, что свойственно патриархальному родовому строю.
Важно отметить: Пережитки родового строя в Законах Хаммурапи не являются доминирующими, но их наличие свидетельствует о том, что общество того времени находилось в переходном состоянии от родоплеменного строя к классовому.