ГАЛИНА
Высший разум
(2408037)
1 месяц назад
Круг основных тем рассказов Шукшина заключается в следующих понятиях: дом, труд, родина, семья (недаром у писателя так много рассказов на бытовые, семейные темы), правда (большинству героев органически несвойственна ложь, другие же если лгут, то либо они фантазеры, либо того требуют обстоятельства).
Шукшин концентрирует внимание на реальности бытия человеческой души. Душа в его произведениях предстаёт как нечто мощное, сильное, стержневое в человеке. Шукшин обнаруживает "искру души" своих героев в их действиях,поступках.
Герои рассказов Шукшина взяты практически из жизни, их нельзя разделить на положительных и отрицательных.
Как и в реальности, они зачастую приходят к пониманию добра путём горького опыта. Совершенно новый тип героя-"чудик" появился в сборнике "Беседы при ясной луне".
Чудикам Шукшина свойственно стремление "сделать людям как лучше", создать "праздник души", но эти намерения натыкаются не просто на непонимание и отчуждённость, но зачастую и на враждебность.
Таково, например, столкновение Василия Князева, героя рассказа "Чудик", с женой его брата Софьей Ивановой, которая по непонятным причинам невзлюбила своего деверя.
Чудики, как, впрочем, и все герои рассказов Василия Шукшина, импульсивны и потому естественны. Они не знают за что борются, не понимают своей чудности, но
продолжают вести борьбу.
Борьба эта порой смешна, но в неумении выразить себя, во внешне смешном бунте простого человека Шукшин видел духовное содержание, искаженное бессмысленной
действительностью и отсутствием культуры, отчаяние людей не умеющих противостоять житейской злобе, агрессивности.
Их поступки определяются не корыстным расчётом, а внутренними нравственными понятиями, хотя вряд ли сами герои осознают это: ведь стремление к добру составляет основу их характера, то есть привычно для них, как дыхание.
Им присуща обострённая реакция на унижение человека. И предсказать эту реакцию зачастую очень сложно.
Нахамила Сашке Ермолаеву, герою рассказа "Обида", тётя-продавец, ну и подумаешь - явление распространённое! Но не таков герой Шукшина, чтобы молча снести оскорбление: он будет доказывать, объяснять, а в случае особой непонятливости
может и за молоток схватиться.
Порой реакция героев Шукшина на обиду и унижения приобретает трагический характер. Например, Серёга Безменов в рассказе "Беспалый", узнав о предательстве (измене) жены, отрубил себе два пальца, а герой рассказа "Жена мужа в Париж
провожала" Колька Паратов сводит счёты с жизнью.
Можно подумать, что Шукшин идеализирует своих странных героев. Но нет, это не так: просто в каждом из них писатель находит то, что близко ему самому.
Мысль о необходимости утверждать добро в нашей жизни писатель и пытался донести до нас через запоминающиеся образы своих героев. Этими героями обычно становились деревенские жители, так или иначе сталкивающиеся с городом, либо, наоборот, горожане, попавшие в село.
Деревенский человек при этом чаще всего наивен, простодушен, доброжелателен, однако город встречает его отнюдь не ласково и быстро окорачивает все его благие порывы.
При этом Шукшин не идеализировал своих персонажей.
Но не смотря на это каждый его "чудик" был для него родным, да и для читателя тоже.
Главным пунктом переживаний Шукшина становится обида за деревню.
Другие авторы деревенской прозы нередко изображают город как нечто откровенно враждебное деревне, у Шукшина город - это, скорее, нечто отличное от деревни.
Не враждебное, а просто другое.