Stanislav Lovelace
Мудрец
(11792)
1 месяц назад
Марфо-Мариинская обитель появляется в финале рассказа И. А. Бунина «Чистый понедельник», потому что героиня находит в ней успокоение своей мятущейся душе. Её всегда привлекала старина и святые места, она постоянно посещает соборы и слушает пение диаконов.Новые грани характера героини раскрываются в том, что она резко меняет образ жизни и уходит в обитель послушницей. Это показывает, что девушка пресытилась всем, что ей было доступно в обществе, и ищет своё место в мире. Служение тем, кто в этом мире обездолен, болен и нуждается, становится для неё способом сломить свою натуру и характер.Таким образом, выбор в пользу Марфо-Мариинской обители отражает стремление героини к духовному развитию и поиску предназначения в служении бедным и нуждающимся.
Для героини осмысленный уход в монастырь не является трагедией; для героя трагедия в расставании.Исследователь Н. А. Николина утверждала: «И герой, и героиня оказываются над бездной и ищут цельности и преодоления в раздвоенности: герой – в «муке» и «счастии» земной любви, героиня – в отказе от страстей и в обращении к вечному» . Пройдя через испытания, страдания, связанные с потерей любимой, герой начинает испытывать на себе влияние неких иррациональных сил. Героиня открыла ему путь в другой мир. Герой еще не осознает, но через 2 года повторит маршрут той давней поездки и ему почему-то захочется зайти в церковь Марфо-Мариинской обители… «Всякая любовь – великое счастье даже если она не разделена» , - убеждает нас в этом И. Бунин. «Ибо любовь… всегда очень краткосрочна, чем она сильнее, совершеннее, тем скорее ей суждено оборваться. Оборваться, но не исчезнуть, а осветить память и жизнь человека» (А. Саакянц).
Героиня рассказа ведет, на первый взгляд, жизнь, характерную для представительницы богемно-аристократического круга, причудами и обязательным «потреблением» разнообразной интеллектуальной «пищи». И в то же время героиня посещает храмы, раскольничье кладбище, при этом, не считая себя слишком религиозной. Она может заслушаться церковными песнопениями. He оставит ее равнодушной сама огласовка слов древнерусского языка, и она, как завороженная, будет повторять их...И уж, конечно, самым «странным», непостижимым с точки зрения житейской логики является ее решение удалиться в монастырь, разорвать все связи с миром.Ho Бунин как писатель делает все, чтобы «объяснить» эту странность. Причина этой «странности» — в противоречиях русского национального характера, которые сами являются следствием нахождения Руси на перекрестке Востока и Запада. Вот откуда в рассказе постоянно акцентируемое столкновение восточных и западных начал. Глаз автора, глаз повествователя останавливается на соборах, построенных в Москве итальянскими зодчими, древнерусской архитектуре, воспринявшей восточные традиции, персидской красоте героини — дочери тверского купца.He менее важна и внутренняя противоречивость героини, которая изображена писателем на духовном распутье. Нередко говорит она одно, а делает другое: удивляется гурманству других людей, но сама с отличным аппетитом обедает и ужинает, то посещает все новомодные собрания, то вообще не выходит из дома. Ho в итоге она все же принимает решение, то единственное, верное решение, которое, по Бунину, было предопределено и России — всей ее судьбой, всей ее историей. Путь покаяния, смирения и прощения.На героиню рассказа мы смотрим глазами влюбленного в неё рассказчика.. Устами главного героя передаётся описание мятущейся души героини, её поиски смысла жизни, волнения и сомнения. В итоге, перед нами во всей полноте раскрывается образ «духовной странницы».