Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Сделайте анализ текста жуковского "море"

Варвара Семенова Ученик (232), на голосовании 2 недели назад
Ориентировочная схема анализа стихотворения
1. Автор (фамилия, инициалы), название произведения
2. Жанр поэтического текста:
- по тематической классификации
(гражданская лирика; философская лирика; медитативная лирика;
пейзажная лирика; интимная лирика)
- по типу организации стихотворного текста (по форме)
(ода, элегия, послание/эпистола, мадригал, эпиграмма, эпитафия,
эпиталама, дифирамб, панегирик, памфлет, сатира, дума, стансы,
сонет, рондо, песня)
3. Тема стихотворения («то, о чём…»)
4. Идея стихотворения («то, ради чего…»: основная мысль)
5. Лирический герой/героиня (каков он/она?)
Собеседник ЛГ – адресат речи (при диалоговой форме стихотворения)
6. Настроение текста / лирического героя / автора (выбираем то, что важно для
понимания стихотворения. Если мы видим несколько настроений,
которые «не совпадают», следует это несоответствие объяснить)
7. Ключевые мотивы в тексте (микротемы)
8. Ключевые слова / образы / фразы (слова-образы-фразы, которые играют роль
смысловых ключиков-подсказок)
9. «Особенное» в стихотворении (то неповторимое, что делает текст
«особенным», «единственным», создаёт эффект «поэтического чуда».
Это может быть любой элемент композиции, неожиданный образ,
яркое сочетание слов, цвета, контраст, ритм, звуковые сочетания,
настроение лирического героя, параллельные картины и т.д. – в каждом
стихотворении нечто своё, что не встречается больше нигде)
10. Художественные особенности данного стихотворения:
Особенности структурной организации текста
(- композиция: наличие рамки, наличие параллельных картин, приём
антитезы-контраста, лирические отступления, вставные новеллы, диалог
- организация времени и пространства)
Особенности художественной речи текста
(- поэтическая лексика: синонимы, антонимы, архаизмы, неологизмы;
- тропы: эпитет, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола,
литота, аллегория, олицетворение, овеществление, перифраз, эвфемизм,
символ, ирония, оксюморон;
- поэтическая фонетика: аллитерация, ассонанс, анафора, эпифора,
паронимия, звукоподражание;
- поэтический синтаксис: риторические фигуры(риторические вопросы,
обращения, восклицания, умолчание), повторы (рефрен, градация, кольцо,
эпонафора-стык), амплификация, инверсия, эллипсис-пропуск, асиндетон-
бессоюзие, полисиндетон-многосоюзие, сопоставление противоположностей
(антитеза),инвектива(резкое обвинение),панегирик (восхваление), парцелляция).
11. Стихосложение; ритм; рифма.
Стихосложение, ритм:
- силлабическое (слоговое: в строках равное количество слогов) -
многосложник (8 – 20-сложник)
- силлабо-тоническое (слогоударное: равномерное чередование ударных и
безударных слогов в строке) – стопы: двусложные - ямб, хорей,
пиррихий, спондей; трехсложные - дактиль, амфибрахий, анапест,
(трехстопный ямб, пятистопный хорей и т.п.)
- тоническое (равное количество в строках долгих, сильных слогов - иктов) –
многоударник (двухударник, трехударник и т.д.): дольник, тактовик,
акцентный стих (4-ударный дольник …)
- верлибр
Рифма:

Обобщение (вывод)
Голосование за лучший ответ
Наташа Лебеденко Просветленный (26902) 1 месяц назад
Ни кто вам не сделает
Слишком много
Settler Знаток (395) 1 месяц назад
1. Автор: Жуковский В.А. Название: "Море"

2. Жанр:
— Тематическая классификация: Пейзажная лирика, философская лирика.
— Форма: Элегия.

3. Тема: Море и его различные состояния, отражающие внутренний мир лирического героя.

4. Идея: Постижение тайны бытия через наблюдение за морем, аналогия между переживаниями человека и состояниями природы, сила любви и борьбы за счастье.

5. Лирический герой: Созерцательный, эмоциональный, испытывающий глубокие чувства, стремящийся к пониманию тайны жизни. Адресат речи: море.

6. Настроение: Задумчивое, тревожное, взволнованное, восхищённое. Наблюдается переход от спокойного созерцания к драматическому напряжению и обратно.

7. Ключевые мотивы: Любовь, борьба, страдание, надежда, тайна бытия, единство человека и природы.

8. Ключевые слова/образы/фразы: "Безмолвное море", "лазурное море", "смятенная любовь", "тревожная дума", "глубокая тайна", "тянет тебя из земныя неволи", "враждебная мгла", "дрожишь за него".

9. "Особенное": Одушевление моря, наделение его человеческими чувствами и переживаниями. Море — не просто объект наблюдения, а живое существо, способное любить, страдать, бороться. Это создает эффект глубокого эмоционального воздействия.

10. Художественные особенности:
— Композиция: Трехчастная. Спокойствие – буря – возвращение к покою, но уже с отпечатком пережитого смятенья.
— Художественная речь:
— Эпитеты: "безмолвное", "лазурное", "смятенной", "тревожною", "необъятное", "светозарной".
— Метафоры: "Ты живо; ты дышишь", "враждебная мгла".
— Олицетворения: "Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью… наполнено ты", "Ты бьешься, ты воешь…".
— Риторические вопросы: "Что движет твое необъятное лоно? Чем дышит твоя напряженная грудь?"
— Антитеза: спокойное море – бушующее море, ясное небо – темные тучи.
— Анафора: повторение "Безмолвное море, лазурное море".
— Градация: "Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвешь и терзаешь…".

11. Стихосложение, ритм, рифма:
— Стихосложение: амфибрахий.
— Ритм: плавный, переходящий в напряженный во время описания бури, затем снова замедляющийся.
— Рифмовка: белая (отсутствует).


Обобщение (вывод): Стихотворение "Море" Жуковского — яркий пример романтической элегии. Через образ моря поэт передает сложную гамму человеческих чувств и переживаний, размышляет о тайнах бытия. Использование разнообразных художественных средств создает живую, динамичную картину, которая глубоко затрагивает эмоции читателя.
Похожие вопросы