Наташа Лебеденко
Просветленный
(26915)
1 месяц назад
Произведение Д. И. Фонвизина «Недоросль» является одним из наиболее значимых в 18 веке. Оно имеет социально-политический смысл, описывая беспредел в поведении помещиков по отношению к крепостным: «С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем».
В пьесе четко прослеживается тема образования и воспитания. Основой образа Митрофана стал нередкий тогда образ подростка из дворянской семьи, не закончившего обучение. До 20 лет, по указу Петра I, сыновья дворян обязаны были учиться, в противном случае они не могли ни жениться, ни идти на службу. Митрофан, как и многие другие, учится фиктивно. Как сказала госпожа Простакова: «ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!». Кроме этого, дворянский сын служит по документам и получает награды и звания, даже не выходя из дома.
Конечно, в комедии есть и положительные умные персонажи: Стародум и Правдин. Они считают, что быть образованным человеком значительно важнее, чем состоятельным дворянином. Также они утверждают, что у настоящего дворянина должна быть определенная система ценностей.
Вина за отрицательные качества Митрофана во многом лежит на его матери. Она передала сыну все свои пороки: грубость, невежество, жестокость, жадность, высокомерие. Простакова соединила в себе множество отвратительных качеств. Неграмотность в ее роду считается признаком истинной дворянской крови. Окружение, в котором рос Митрофан, сделало из него невежду и изверга. Мать избаловала свое чадо, не понимая, что этим еще сильнее его калечит. Нанятые Простаковой учителя не дали молодому человеку ни достойного примера поведения, ни соответствующего образования, потому что были такими же недоучками, как и Митрофан.
В финальном эпизоде ярко проявляются последствия дурного воспитания. Митрофан хладнокровно отворачивается от своей матери. Это стало закономерным итогом приложенных Простаковой усилий.
Проблема эта остается актуальной и по сей день. Родители не заботятся о том, чтоб привить ребенку стремление к учебе, чтобы дать ему хороший пример и воспитать достойного человека. В результате вырастают новые и новые Митрофаны.
https://www.chitalnya.ru/work/3399688/
Settler
Знаток
(400)
1 месяц назад
Комедия Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль», увидевшая свет в 1782 году, не только высмеивала пороки и невежество провинциальных помещиков, но и остро ставила вопрос о воспитании и образовании молодого поколения дворянства.
В комедии мы наблюдаем два совершенно противоположных подхода к воспитанию. Первый ярко представлен в образе госпожи Простаковой – матери недоросля Митрофана. Это воспитание в атмосфере невежества, жестокости и рабского подобострастия. Простакова не видит в сыне самостоятельную личность, стремясь лишь к тому, чтобы он был «хоть куда», то есть успешен в служебной карьере и выгодно женился. Её педагогические приёмы ограничиваются беспрерывным потаканием капризам Митрофана, физическими наказаниями слуги Еремеевны, и слепым преклонением перед «иноземным» учителем Вральманом, который, на самом деле, является шарлатаном и бывшим кучером.
Результатом такого воспитания становится нравственное уродство Митрофана. Он глуп, ленив, жесток, не способен ни к какой деятельности, кроме обжорства и ловли голубей. Его лексикон пестрит вульгарными словечками, а в душе нет места ни для любви, ни для сострадания, ни для чувства долга. Это не просто недоросль, а готовый тиран, который, получив власть, будет угнетать своих крестьян с ещё большей жестокостью, чем его мать.
Второй подход к воспитанию воплощён в образах Стародума и Правдина. Они представляют просвещённое дворянство, для которого честь, долг, благонравие и служение Отечеству являются высшими ценностями. Стародум, прошедший школу жизни и служения при дворе, придерживается принципов, заложенных ещё Петром Великим. Он убеждён, что «прямую цену уму даёт благонравие», а «просвещение возвышает одну добродетельную душу».
Правдин, как и Стародум, критикует порочную систему воспитания, господствующую в доме Простаковых. Он называет Митрофана «несчастным жертвой дурного воспитания» и возмущается тем, что «нравственное воспитание сынка своего [дворяне] поручают своему рабу крепостному».
Противопоставляя эти две модели воспитания, Фонвизин высмеивает невежество и жестокость Простаковой, и предупреждает о грозящей опасности для всего дворянского сословия, для всей России в целом. Невежественные, эгоистичные, жестокие помещики, подобные Простаковым и Скотининым, не способны ни к какой созидательной деятельности. Они лишь паразитируют на труде крестьян, разрушая хозяйство и саму страну.
Для того чтобы изменить ситуацию, нужны глубокие преобразования в системе образования и воспитания. Фонвизин призывает к просвещению, к формированию нравственных принципов, к воспитанию чувства долга и ответственности перед Отечеством. Он мечтает о государстве, где «великий государь есть государь премудрый» и где «люди выбираются для мест, а не места похищаются людьми».
Проблема воспитания и образования в комедии «Недоросль» тесно связана с проблемой будущего России. От того, каким будет молодое поколение дворян, зависит судьба всей страны. Если оно будет состоять из невежественных и жестоких недорослей, то Россию ждёт гибель. Только просвещённое, нравственно здоровое, патриотически настроенное дворянство способно вести страну по пути прогресса и процветания.
Современный мир, увы, никуда не ушёл от проблемы «недорослей». Хоть комедия Фонвизина и написана более двух веков назад, её главный вопрос — воспитание и образование — по-прежнему остаётся острым. Фонвизин предостерегал от опасности невежества и духовной пустоты, и сегодня мы видим, что эта опасность ничуть не уменьшилась. По-прежнему важно задумываться о том, какие ценности мы вкладываем в молодое поколение, ибо от этого зависит наше будущее.