Kentyxa
Мудрец
(13549)
2 недели назад
Отбитыми яйцами и В эпоху Великих географических открытий европейские колонисты начали активно осваивать плодородные земли обеих Америк, вытесняя коренное население. Однако индейцы, будучи хозяевами на своей земле, из-под палки работали плохо и сбегали при первой же возможности, прекрасно ориентируясь в местных лесах и горах.
В ответ на сопротивление индейцев устраивались карательные экспедиции, но не всегда — иногда заключались мирные договоры, которые предусматривали чёткие границы земель белых и индейцев. Однако рост населения колоний шёл постоянно, и границы рано или поздно нарушались, а конфликт возобновлялся.
Плантации, где выращивали хлопок и рис, а в Южной Америке — кофе, нуждались в множестве работников, но за наёмный труд нужно платить. Плантаторов это не устраивало. Сначала в рабство пытались обратить коренное население, однако индейцы, будучи хозяевами на своей земле, из-под палки работали плохо и сбегали при первой же возможности, прекрасно ориентируясь в местных лесах и горах.
К тому же скоро у индейцев даже появились защитники. Епископ Бартоломе де лас Касас начал бороться за права индейцев ещё в XVI веке, доказывая, что у них есть развитое общество и в конце концов душа, а значит, они не дикари, а равные белым люди. Он резко критиковал деятельность испанцев в Новом Свете, предрекал Испании гибель из-за совершённых преступлений и настаивал, что миссия европейского колониста — просвещение индейцев путём проповеди христианства.
В конце концов в колониях Нового Света даже появились законы в пользу коренного населения — во многом благодаря деятельности епископа. Однако тот же лас Касас, стремясь спасти индейцев от рабства, высказал идею о том, что в качестве рабов можно использовать коренное население Африки. Позже и другие священники, даже протестантские, подхватили эту мысль, хотя о своих словах лас Касас скоро пожалел. Но процесс уже начался.
В Африке белые работорговцы нашли уже готовый рынок. Работорговлей занимались и мусульмане из стран Магриба, и даже сами вожди африканских племён, которые продавали в рабство своих соплеменников или пленных, полученных в результате войны с соседями. За несколько лет работы на хозяина любой раб окупал себя в несколько раз, поэтому работорговля стала прибыльным бизнесом.
Корабли с «живым товаром» курсировали между Африкой и Новым Светом, обеспечивая землевладельцев рабочей силой, которая трудилась за еду. Естественно, нашлось и религиозное объяснение такого отношения — в Ветхом Завете. Народы с тёмным цветом кожи считались потомками Хама, сына Ноя, оскорбившего своего отца. За что Ной предсказал его потомкам рабство у потомков его братьев — Сима и Иафета. Эта теория оправдывала отношение к чернокожим как к товару — некоторые всерьёз полагали, что у них нет души. Хотя, разумеется, не было никаких оснований утверждать, что Хам вообще был чёрным.