Протокол Мэннинга — секретный протокол встречи президента США Дж. Буша и премьер-министра Великобритании Тони Блэра, состоявшейся 31 января 2003 года и посвящённой началу войны в Ираке. Автором протокола стал Дэвид Мэннинг, главный советник Тони Блэра по иностранным делам. Как следует из протокола, администрация Буша заранее решила развязать войну против Ирака: президент Буш сообщил, что США готовы применить все доступные средства и «выкрутить ООН руки», чтобы получить необходимую для начала вторжения резолюцию Совета Безопасности ООН. Более того, подчеркивал Буш, военная кампания может быть начата даже в отсутствие такой резолюции. Пять дней спустя, Колин Пауэлл принёс на заседание ООН пробирку, заявив, что такое количество сухого порошка с агентами сибирской язвы привело к остановке работы Конгресса (при рассылке писем со спорами сибирской язвы тогда погибли пять человек и еще 17 человек заразились), а количество неучтенных иракских биологических агентов с сибирской язвой — это многие десятки тысяч подобных пробирок.
Официальным поводом к началу военных действий была заявлена США связь режима с международным терроризмом, в частности, движением «Аль-Каида», а также поиск и уничтожение оружия массового поражения. Проверки в октябре 2004 года не обнаружили наличия в Ираке ОМП.
Высказывались также мнения, что одной из целей вторжения было получение контроля над иракской нефтью.
Операция не была одобрена ООН и вызвала недовольство в международном сообществе.
Резолюция Совета Безопасности ООН № 1441 от 8 ноября 2002 года могла интерпретироваться как оправдывающая применение силы в случае несоблюдения Ираком взятых обязательств по международным инспекциям объектов на его территории. Этим она удовлетворяла США. Однако такие постоянные члены Совета Безопасности ООН как Франция и Россия считали, что для начала военных действий требуется принятие специальной второй резолюции об этом. США же были не согласны с таким подходом.
В странах Европы власти практически повсеместно придерживались мнения, что вторжение в Ирак может осуществляться только с санкции Совета Безопасности ООН. Однако в позиции Великобритании уже на раннем этапе были отличия от позиции других европейских государств: Великобритания не только на словах поддерживала США, но и выражала готовность участвовать в военных действиях.
Наличие у Ирака оружия массового поражения было одним из основных поводов для начала военной операции, однако консультативный совет при президенте США провёл повторную проверку данных об «урановой сделке», предоставленных США экспертам МАГАТЭ, и официально объявил их «ошибочными». Доказательств существования ядерной программы в Ираке найдено не было. Американский дипломат Джозеф Уилсон расследовал обвинение, что Ирак покупал уран для производства ядерного вооружения у Нигера, и доложил, что обвинение не содержит доказательств.
Резолюция 1441 (2002),
принятая Советом Безопасности на его 4644ñм заседании
8 ноября 2002 года13. напоминает в этой связи о том, что Совет неоднократно предупреждал Ирак, что дальнейшее нарушение им своих обязанностей приведет к серьезным для него последствиям; https://documents.un.org/doc/undoc/gen/n02/682/28/pdf/n0268228.pdf
напоминая, что его резолюция 678 (1990) уполномочила государствачлены использовать все необходимые средства, с тем чтобы поддержать и выполнить его резолюцию 660 (1990) от 2 августа 1990 года и все соответствующие резолюции, последовавшие за резолюцией 660 (1990), и восстановить международный мир и безопасность в этом районе,
https://documents.un.org/doc/undoc/gen/n02/682/28/pdf/n0268228.pdf