Гончаров закончил "Обломова" смертью главного героя не случайно. Смерть Обломова - логическое завершение его жизненного пути и художественное решение, наиболее полно раскрывающее идею романа. Можно выделить несколько причин:
- Обломовщина как смертельная болезнь: Вся жизнь Обломова пронизана апатией и бездеятельностью, которые Гончаров называет "обломовщиной". Это не просто лень, а образ жизни, мировоззрение, постепенно разрушающее личность. Физическая смерть Обломова становится символом духовной смерти, к которой приводит обломовщина. Даже любовь Ольги Ильинской оказалась неспособна излечить его от этой "болезни".
- Невозможность изменения: Гончаров показывает, что Обломов, несмотря на вспышки активности и желания изменить свою жизнь, не способен на долговременные усилия. Его природа, воспитание, привычки слишком глубоко укоренились. Смерть становится неизбежным итог, подтверждающим невозможность его преображения в деятельного человека.
- Контраст со Штольцем: Смерть Обломова усиливает контраст между ним и его другом Штольцем, воплощающим деятельный принцип жизни. Этот контраст – один из ключевых в романе. Смерть Обломова наглядно демонстрирует, к чему приводит отказ от активной жизни и пассивное слепое повиновение обстоятельствам.
- Социальный комментарий: Смерть Обломова — это и социальный комментарий Гончарова о российской действительности. Обломов — не просто индивидуальность, а тип «лишнего человека», неспособного найти свое место в меняющемся мире. Его смерть — это символ упадка дворянства, не сумевшего приспособиться к новым условиям.
- Завершение идиллии: В конце жизни Обломов находит своеобразную идиллию в доме Агафьи Пшеницыной, где ему обеспечены покой и уход. Его смерть в этой атмосфере становится завершением его стремления к неподвижности и покою, к возвращению в детство, в Обломовку. Он умирает, достигнув своего идеала, пусть и в извращённой форме.