Голосование за лучший ответ
Наташа Лебеденко
Просветленный
(26611)
1 месяц назад
Цитаты Чацкого и фамусовского общества из комедии «Горе от ума» про образование:
Чацкий: «Не то, чтобы в науке далеки; В России, под великим штрафом Каждого признать велят Историком и географом».
Фамусов: «Ученье — вот чума, учёность — вот причина, Что нынче, пуще, чем когда Безумных развелось людей, и дел, и мнений».
Хлёстова: «И впрямь с ума сойдёшь от этих, от одних От пансионов, школ, лицеев, как бишь их, Да от ланкарточных взаимных обучений».
Цитаты про крепостное право:
Чацкий: «Тот Нестор негодяев знатных, Толпою окружённый слуг; Усердствуя, они в часы вина и драки И честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг На них он выменял борзые три собаки».
Фамусов: «Будь плохенький, да если наберётся Душ тысячки две родовых, — Тот и жених».
Цитаты про отношение к иностранному:
Чацкий: «Ах! если рождены мы всё перенимать Хоть у китайцев бы нам несколько занять Премудрого у них незнанья иноземцев».
Фамусов: «Дверь отперта для званных и незванных, Особенно из иностранных»
Виктория Михайлова
Знаток
(253)
1 месяц назад
Вот несколько цитат из комедии Грибоедова "Горе от ума", которые иллюстрируют взгляды Чацкого и Фамусовского общества на образование, крепостное право и отношение к иностранному:
Образование
Чацкий:
"Всяк надеется, что культурнее станет, не зная, что сами себе противоречат."
Фамусов:
"Всё, что у нас на свете, все, что надо, — ученье. А за учеными, как за свиньями, кила!"
Крепостное право
Чацкий:
"Вот вам, добры молодцы, да от беды в стране, знаете ли, и не только от горя!"
Фамусов:
"Зачем мне знать, что крепостные? Служить бы да за службу получать!"
Отношение к иностранному
Чацкий:
"Язык — это не только звуки, но и мысль, и чувства, и дух народа!"
Фамусов:
"У всех за границу, между прочим, как только стали выезжать, все их отцов на место!"
Эти цитаты демонстрируют разницу в мировоззрении между прогрессивным Чацким, стремящимся к просвещению и улучшению общества, и консервативным Фамусовским обществом, которое придерживается старых порядков и предвзято относится к новшествам.
Денис Скурлатов
Мыслитель
(9661)
1 месяц назад
Цитаты из "Горе от ума" о:
Образовании:
Чацкий:
«Ученье — вот чума, ученость — вот причина, Что нынче, пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений.» (Иронически цитирует Фамусова, выражая противоположную точку зрения.)
«…Хлопочут набирать учителей полки, Числом поболее, ценою подешевле? Не то, чтобы в науке далеки; В России, под великим штрафом, Нам каждого признать велят Историком и географом!» (Критикует поверхностность и показушность образования.)
«Наш ментор, помните колпак его, халат, Перст указательный, все признаки ученья… Как с ранних пор привыкли верить мы, Что нам без немцев нет спасенья!» (Осуждает слепое преклонение перед иностранными учителями и низкий уровень отечественного образования.)
Фамусовское общество:
Фамусов: «Ученье — вот чума, ученость — вот причина, Что нынче, пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений.» (Считает образование источником вольнодумства и причиной социальных проблем.)
Хлёстова: «И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних От пансионов, школ, лицеев, как бишь их…» (Выражает недоверие к новым методам образования.)
Скалозуб: «…Там будут лишь учить по-нашему: раз, два; А книги сохранят так! для больших оказий.» (Поддерживает идею упрощенного, практического образования, ограниченного военными навыками.)
Крепостном праве:
Чацкий:
«Не эти ли, грабительством богаты? Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, Великолепные соорудя палаты…» (Обличает богатых помещиков, нажившихся на крепостном труде.)
«…который для затей На крепостной балет согнал на многих фурах От матерей, отцов отторженных детей?!» (Возмущается бесчеловечным обращением с крепостными.)
«Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах, Заставил всю Москву дивиться их красе! Но должников не согласил к отсрочке: Амуры и Зефиры все Распроданы по одиночке!!!» (Осуждает практику продажи крепостных.)
Фамусовское общество: Прямых высказываний за крепостное право нет, но оно подразумевается как основа их образа жизни и благосостояния. Молчание по этому вопросу выглядит как безмолвное одобрение существующего порядка.
Отношении к иностранному:
Чацкий:
«Ах! если рождены мы всё перенимать, Хоть у китайцев бы нам несколько занять Премудрого у них незнанья иноземцев…» (Иронизирует над слепым копированием иностранных обычаев.)
«Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, бодрый наш народ Хотя по языку нас не считал за немцев.» (Призывает к сохранению национальной самобытности.)
«…Французского с нижегородским?» (Высмеивает смешение языков и культур в высшем обществе.)
Фамусовское общество:
Фамусов: «А всё Кузнецкий мост, и вечные французы, Оттуда моды к нам, и авторы, и музы: Губители карманов и сердец!» (Несмотря на критику высоких цен, восхищается французской культурой.)
Хлёстова: «… турецкий… (375)» (Выражает интерес к экзотике и чужеземным обычаям)
Графиня-внучка: (говорит по-французски) (Демонстрирует пренебрежение к родному языку.)