Роман Бушев
Мыслитель
(7114)
4 недели назад
«Ода девушке» — наиболее типичный вариант, в котором «ода» посвящена кому-то.
В поэтических текстах дательный падеж применим также к отношении предметных понятий. Пример: "Ода одежде" (Вознесенский, 1977) или "Ода одуванчику" (Владимир Гандельсман). Вот пример из классики.
"Как понимал он значенье великих истин! Это внутреннее существо — силу самодержавного монарха он даже отчасти выразил в одном своем стихотворении, которое между прочим ты сам напечатал в посмертном собранье его сочинений, выправил даже в нем стих, а смысла не угадал. Тайну его теперь открою. Я говорю об ОДЕ ИМПЕРАТОРУ НИКОЛАЮ, появившейся в печати под скромным именем: «К Н ***». Вот ее происхожденье. Был вечер в Аничковом дворце, один из тех вечеров, к которым, как известно, приглашались одни избранные из нашего общества. Между ними был тогда и Пушкин." [источник: Н. В. Гоголь. Выбранные места из переписки с друзьями (1843-1847)]
Предлог «о» используется для обозначения ТЕМЫ, но для оды чаще выбирают более прямое указание на адресата, а не на тему. Пример: «Ода о природе» — тема оды — природа.
Предлог «к» в русском языке в литературе редко применяется для обозначения адресата оды.
Предлог "на" употребляется в более специфическом контексте, чаще всего, когда речь идет о событиях или особых случаях. Например, «ода на окончание войны» или «ода на случай коронации» (как в случае классической оды). Здесь предлог «на» указывает на повод создания произведения.