Салтыков-Щедрин мастерски использует противоречивые и парадоксальные характеристики города Глупова для усиления сатирического эффекта. Соединяя несоединимое, он создает абсурдный, гротескный образ, отражающий пороки российской действительности.
Вот несколько примеров противоречивых характеристик Глупова:
- Одновременно древний и вечно начинающий с нуля. Глупов претендует на древнюю историю, сравнивая себя с Римом, но его жители постоянно повторяют одни и те же ошибки, снова и снова оказываясь в исходной точке. Это подчеркивает цикличность российской истории, отсутствие прогресса и неспособность учиться на прошлом.
- Благочестие и беззаконие. Летописец постоянно подчеркивает благочестие глуповцев, противопоставляя его нечестию Рима. Однако, жизнь в Глупове полна насилия, беззакония и абсурдных, жестоких поступков. Это противоречие высмеивает показное, лицемерное благочестие, прикрывающее произвол и безнравственность.
- Порядок и хаос. Градоначальники Глупова стремятся к порядку, но их методы приводят к еще большему хаосу и разрушениям. Бородавкин, например, затевает "войны за просвещение", которые оборачиваются бессмысленными походами и разрушением города. Это сатира на бюрократию, формализм и некомпетентность власти.
- Начальстволюбие и бунты. Глуповцы преклоняются перед начальством, но при этом постоянно бунтуют, хотя и без особой цели и понимания. Это противоречие высмеивает рабскую психологию народа, сочетающуюся с бессмысленным бунтарством.
- Изобилие и голод. В Глупове случаются периоды экономического процветания, но они быстро сменяются голодом и нищетой, как, например, при Фердыщенко. Это сатира на нерациональное хозяйствование, зависимость от природных условий и неспособность управлять ресурсами.
Соединение этих несоединимых характеристик создает гротескный образ Глупова, который выходит за рамки простого описания конкретного города. Глупов становится символом России, а его история – аллегорией российской истории. Салтыков-Щедрин использует абсурд и гротеск для того, чтобы показать глубинные пороки системы, обнажить ее нелепость и вызвать у читателя не только смех, но и размышления о судьбах страны. Он высмеивает не только конкретных чиновников, но и саму систему, порождающую таких градоначальников и таких обывателей. Таким образом, соединение несоединимого позволяет автору углубить и расширить масштаб сатирического обличения, делая его более острым и действенным.