(1)Кого берёзой удивишь? (2)Это дерево настолько привычно, что мы порой и не замечаем его. (3)Выгляни из окна в городе ли, в деревне, - всюду берёзу увидишь — белоногую, в зелёной листве, такую знакомую. (4)Постоянный спутник нашей жизни. (5)То ли дело породы, о которых поведал американский дендролог Э. Меннинджер в своей книге «Причудливые деревья». (6)От одних названий дух замирает: «взбесившиеся корни», «двуглавые чудовища», «деревья-призраки»... (7)Жаркое дыхание джунглей, опасные тропы саванны, тайны так и будоражат кровь, манят приключениями. (8)Кого после этого поразишь рассказом о скромной нашей берёзе? (9)Мне стало обидно за берёзу. (10) Я вспомнил, как в одном из своих писем Александр Сергеевич Пушкин писал: «Мы переехали горы, и первый предмет, поразивший меня, была берёза, северная берёза! Сердце мое сжалось». (11)Как много этим сказано! (12)Сколько же в ней прелести, не отделимой от природы нашего Отечества! (13)Радостное, нарядное дерево. (14)Оно забрало в своё одеяние два главных цвета русской природы: зелень лугов и белизну заснеженных полей. (15)И как эти цвета ей к лицу! (16)Ещё берёза к людям добра. (17)В стародавние времена люди нарекли её деревом четырёх дел: первое дело — мир освещать, второе — чистоту соблюдать, третье — крик утишать, четвёртое — больных исцелять. (18)Самая светлая — берёзовая лучина. (19)Скрип телеги утишался берёзовым дёгтем. (20)Берёзовый веник в бане «чистоту соблюдал». (21)От всяких хворей лечил настой из берёзовых почек. (22)Какое родное, тёплое, верное дерево! Ю. Крутогоров
1.Определите стиль текста. Докажите своё мнение. 2.Из предложений 5-8 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне. 3.Из предложений 1-5 выпишите слова с орфограммой «Правописание личных окончаний глаголов». 4.Объясните значение слов дендролог, саванна. 5.Подберите синонимы к словам одеяние, нарекать, исцелять. Какова стилистическая окраска этих слов? 6.Сравните слова утешать — утишать. Подберите однокоренные слова к слову утишать. 7.Из предложений 13-15 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом. 8.Замените словосочетание из предложения 20, построенное на основе подчинительной связи СОГЛАСОВАНИЕ, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание. 9.Из предложения 1 выпишите грамматическую основу. 10.Среди предложений 7-9 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений. 11.Среди предложений 2-6 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения. 12.Среди предложений 8-10 найдите безличное предложение. Напишите номер этого предложения. 13.Среди предложений 16-21 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения. 14.В предложении Мы переехали горы, и первый предмет, поразивший меня, была берёза, северная берёза замените причастный оборот синонимичной синтаксической конструкцией.
(9)Мне стало обидно за берёзу. (10) Я вспомнил, как в одном из своих писем Александр Сергеевич Пушкин писал: «Мы переехали горы, и первый предмет, поразивший меня, была берёза, северная берёза! Сердце мое сжалось».
(11)Как много этим сказано! (12)Сколько же в ней прелести, не отделимой от природы нашего Отечества!
(13)Радостное, нарядное дерево. (14)Оно забрало в своё одеяние два главных цвета русской природы: зелень лугов и белизну заснеженных полей. (15)И как эти цвета ей к лицу!
(16)Ещё берёза к людям добра. (17)В стародавние времена люди нарекли её деревом четырёх дел: первое дело — мир освещать, второе — чистоту соблюдать, третье — крик утишать, четвёртое — больных исцелять. (18)Самая светлая — берёзовая лучина. (19)Скрип телеги утишался берёзовым дёгтем. (20)Берёзовый веник в бане «чистоту соблюдал».
(21)От всяких хворей лечил настой из берёзовых почек.
(22)Какое родное, тёплое, верное дерево!
Ю. Крутогоров
1.Определите стиль текста. Докажите своё мнение.
2.Из предложений 5-8 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
3.Из предложений 1-5 выпишите слова с орфограммой «Правописание личных окончаний глаголов».
4.Объясните значение слов дендролог, саванна.
5.Подберите синонимы к словам одеяние, нарекать, исцелять. Какова стилистическая окраска этих слов?
6.Сравните слова утешать — утишать. Подберите однокоренные слова к слову утишать.
7.Из предложений 13-15 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
8.Замените словосочетание из предложения 20, построенное на основе подчинительной связи СОГЛАСОВАНИЕ, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.
9.Из предложения 1 выпишите грамматическую основу.
10.Среди предложений 7-9 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
11.Среди предложений 2-6 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.
12.Среди предложений 8-10 найдите безличное предложение. Напишите номер этого предложения.
13.Среди предложений 16-21 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
14.В предложении Мы переехали горы, и первый предмет, поразивший меня, была берёза, северная берёза замените причастный оборот синонимичной синтаксической конструкцией.