В комедии "Горе от ума" Москва предстает не просто местом действия, а полноценным персонажем, олицетворяющим косное и консервативное общество. Грибоедов создает многогранный образ города, сочетающий бытовые детали, социальные характеристики и авторскую оценку.
Бытовая Москва:
- Дом Фамусова: Центральное место действия — дом Фамусова, типичный барский дом с его укладом, привычками, развлечениями (балы, карты, сплетни). Детальное описание интерьера, обстановки, занятий домочадцев создает живую картину быта московского дворянства.
- Городская жизнь: Упоминаются Кузнецкий мост с его модными лавками, театры, бульвары, ресторации, ярмонки. Эти детали рисуют картину оживленной городской жизни, развлечений и интересов московского барства.
Социальная Москва:
- "Фамусовское общество": Это замкнутый круг людей, объединенных общими предрассудками, консервативными взглядами, стремлением к чинам, богатству и влиянию. Они враждебно относятся ко всему новому, к просвещению, к свободомыслию.
- Чинопочитание и карьеризм: В Москве царит культ чинов и денег. Карьера делается любой ценой, включая лесть, приспособленчество и низкопоклонство. Яркие примеры — Фамусов, Скалозуб, Молчалин.
- Сплетни и пересуды: Москва — город сплетен и интриг. Общественное мнение здесь формируется на основе слухов и домыслов, а не на основе фактов и доказательств. Слух о сумасшествии Чацкого — яркий пример того, как быстро и легко московское общество готово осудить и оклеветать неугодного человека.
- Западничество и пренебрежение к русской культуре: Московское дворянство слепо подражает французским модам и манерам, пренебрегая русским языком и культурой. Чацкий остро критикует это "чужевластье мод" и призывает к уважению национальных традиций.
Авторская оценка Москвы:
- Критика косного общества: Грибоедов осуждает консерватизм, невежество, чинопочитание и лицемерие московского дворянства. Он выражает свою позицию через монологах Чацкого.
- Надежда на перемены: Несмотря на критику, в комедии звучит и надежда на лучшее будущее, на появление новых людей, способных изменить косную и отсталую Москву. Образ Чацкого, хоть и покидает Москву в финале, символизирует силу прогрессивных идей.
В целом, Москва в "Горе от ума" — это символ старой, крепостнической России с ее проблемами и противоречиями. Грибоедов создает не просто бытовой очерк, а социально-психологический портрет города, который остается актуальным и по сей день.