Дима Холод
Мастер
(1362)
2 недели назад
Лабораторная работа «Внешнее строение моховидных растений»
**Цель:** изучить внешнее строение моховидных и цикл их развития.
Задание №1
1. **Кукушкин лен**
- На гербарии кукушкина льна найдите:
1. **Стебель с ризоидами** – это основная часть мха, от которой отходят ризоиды (корнеобразные структуры, которые помогают растению удерживаться в substrate и поглощать влагу).
2. **Листья** – обычно мелкие, светло-зеленые, которые располагаются на стебле.
3. **Коробочка на ножке** – это плодовая структура, которая содержит споры.
- **Зарисовка:** Подготовьте карандашную или акварельную зарисовку кукушкина льна, обозначив и подписав указанные органы: стебель, листья, коробочка.
2. **Сфагнум**
- При изучении сфагнума найдите:
1. **Стебель** – может быть менее выраженным, но обычно имеет вид коротких веточек.
2. **Листья** – узкие, часто располагаются спирально вокруг стебля.
3. **Коробочка на ножке** – как и у кукушкина льна, представляет собой спорангий.
- **Зарисовка:** Подготовьте отдельную зарисовку для сфагнума с подписями.
Задание №2
Обратите внимание на ключевые особенности:
| Характеристика | Кукушкин лен | Сфагнум |
|-------------------------------|-------------------------------|---------------------------|
| Место обитания | Влажный лес | Болото |
| Высота стебля | 20 см | 10-15 см |
| Стебель | Не ветвится | Ветвится |
| Нижняя часть стебля | Коричневая | Отмирает |
| Листья | Мелкие светло-зеленые | Узкие зеленые |
| Ризоиды | Есть | Нет |
**Комментарий:** Важно тщательно изучить каждую из характеристик и сопоставить.
Задание №4
На основе изученной информации о сфагнуме, зарисуйте клетки его листа. Ваша зарисовка должна включать:
1. Хлорофиллоносные клетки
2. Воздухоносные клетки
Задание №5
Выполните вопросы по тексту:
1. **Гаметофит** - это вегетативная стадия, которая содержит половые органы и проводит фотосинтез.
2. Условия для оплодотворения: необходима вода для движения спермиев к яйцеклеткам.
3. После оплодотворения вырастает **спорогенез** - структура, которая производит споры.
4. Роль спорофита в жизненном цикле мха: он производит споры для размножения.
5. Из споры мха вырастает **гаметофит**.
Задание №6
**Цикл развития мха** можно представить в правильной последовательности:
1) Спора
2) Гаметофит
3) Оплодотворение
4) Спорофит
5) Споры
Задание №7
1. **Сходства**: Кукушкин лен и сфагнум имеют в строении гаметофит и ризоиды.
2. **Отличия**: Кукушкин лен отличается от сфагнума тем, что имеет более крупный, неветвящийся стебель.
3. **Докажите**: Мхи относят к высшим споровым растениям из-за наличия специализированных тканей и органов, таких как стебли и листья, а также спорангии.
Задание №8
Тестирование:
1. а) способны к фотосинтезу
2. г) по всем указанным признакам
3. а) отсутствием листьев
4. в) впитывает воду
5. а) есть ризоиды
Заключение
Эта лабораторная работа посвящена изучению внешнего строения и жизненного цикла моховидных растений, что помогает понять их адаптацию и жизнедеятельность в окружающей среде. Не забудьте дополнить свои записи иллюстрациями и записями по проведённой работе.
Класс 6 Предмет - биология
Цель: изучить внешнее строение моховидных и цикл их развития
Задачи:
Ход работы
Задание №1
Рассмотрите внешнее строение кукушкина льна при помощи гербария и рис.96 стр144 учебника. Найдите у данного мха стебель с ризоидами, листья, коробочку на ножке.
Зарисуйте внешний вид кукушкина мха, подпишите его органы.
Кукушкин лен
1- ……………………………
2- ……………………………
3- ……………………………
………………………………
2. Изучите особенности строения сфагнума при помощи информации учебника стр. 146 и презентации (Слайд № ). Найдите у сфагнума стебель, листья, коробочки на ножке.
Зарисуйте внешний вид сфагнума, подпишите его органы.
Сфагнум
1- ………………………………
2- ……………………………...
3- ………………………………
……………
Задание № 2
Сравните кукушкин лен с мхом – сфагнумом. Отметьте в данной таблице их характерные особенности.
Кукушкин лен
Сфагнум
Место обитания а) влажный лес
б) болото
Высота стебля а) 20 см
б) 10-15 см
Стебель а) не ветвиться
б) ветвиться
Нижняя часть стебля а) коричневая
б) отмирает
Листья а) мелкие светло-зеленые
б) узкие зеленые
Ризоиды а) есть
б) нет
Место обитания а) влажный лес
б) болото
Высота стебля а) 20 см
б) 10-15 см
Стебель а) не ветвиться
б) ветвиться
Нижняя часть стебля а) коричневая
б) отмирает
Листья а) мелкие светло-зеленые
б) узкие зеленые
Ризоиды а) есть
б) нет
Задание № 4
Зарисуйте клетки листа мха сфагнума при помощи презентации (СЛАЙД № ) и подпишите их.
1- …………………
2- ……………………
Задание № 5 Работа с учебником.
Изучите информацию текста «Размножение Моховидных» стр 145 и ответьте на вопросы.
Почему зеленые побеги мхов называют гаметофитом?
ОТВЕТ
Какие условия необходимы для оплодотворения?
ОТВЕТ
Что вырастает на женском растении после оплодотворения?
ОТВЕТ
Какую роль выполняет спорофит в жизненном цикле мха?
ОТВЕТ
Что вырастает из споры мха?
ОТВЕТ
Задание № 6
В правильной последовательности поставьте цифры в схеме «Цикл развития мха»
Задание № 7
Продолжите предложения
1. Кукушкин лен и сфагнум - сходные, т.к. имеют в строении …………………………………………...
…………………………………………………………………………………………………………………………..
2. Кукушкин лен отличается от сфагнума тем, что ……………….. …………………………………….
…………………………………………………………………………………………………………………………..
3. Докажите принадлежность мхов к высшим споровым растениям.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Задание № 8
Тестирование ( к каждому вопросу выбери один правильный ответ)
1.Мхи, как и другие растения
а) способны к фотосинтезу
б) содержат хлорофилл
в) растут в течение всей жизни
г) имеют ризоиды
2.По какому из указанных признаков мхи относятся к высшим растениям?
а) есть ризоиды;
б) есть хлорофилл;
в) есть органы растения;
г) по всем указанным признакам.
3.Сфагнум отличается от кукушкина льна:
а) отсутствием листьев;
б) отсутствием стебля;
в) отсутствием ризоидов.
4.Благодаря мертвым клеткам сфагнум:
а) фотосинтезирует;
б) проводит питательные вещества;
в) впитывает воду;
г) вегетативно размножается.
5.Укажите пункты, в которых названы признаки сходства кукушкина
льна и сфагнума:
а) есть ризоиды;
б) есть фотосинтезирующие клетки;
в) есть воздухоносные клетки;
г) есть спорангии;
д) образует гаметы.