Сочинение по произведению горе от ума на тему чацкий и фамусов
В комедии Александра Сергеевича Griboedova «Горе от ума» центральными персонажами являются Чацкий и Фамусов, представляющие собой две противоположные философии и жизненные позиции. Через их конфронтацию автор иллюстрирует конфликт между старым и новым порядком, традицией и прогрессом, а также борьбу разума и глупости в обществе.
Чацкий — это олицетворение новой, свободной мысли. Он образован, умен и стремится к переменам. Его взгляд на жизнь основан на рационализме и честности, он не терпит лицемерия и подхалимства, которые так распространены в московском обществе. Чацкий критикует не только устаревшие нормы, но и нравы окружающих его людей, что вызывает у них неприязнь. Его фраза «Свет не без добрых людей» отражает надежду на то, что всё же в обществе найдутся люди, способные понять и поддержать его идеи. Однако его ожидания оказываются напрасными: кругом царит ханжество, недовольство и боязнь перемен.
Фамусов, напротив, символизирует старый порядок. Он консервативен, традиционен и настроен отрицательно по отношению к новой философии. Фамусов считает, что все новое — это угроза для стабильности общества. Он обожает подхалимаж и считает, что «достойные люди» могут идти по головам ради достижения своих целей. Его жизнеутверждающие позиции и мелочные интересы делают его представителем тех, кто не хочет или не может измениться, даже когда меняется сама жизнь.
Конфликт между Чацким и Фамусовым — это конфликт между прогрессом и регрессом, между стремлением к новым знаниям и приверженностью к устаревшим традициям. Чацкий стремится к свободе, истине и самовыражению, а Фамусов — к спокойствию, комфорту и привычному порядку. Эта дуэль идей наглядно демонстрирует состояние общества того времени: с одной стороны, стремление к свободе и прогрессу, с другой — страх перед переменами, желание сохранить привычный уклад жизни.
Таким образом, образы Чацкого и Фамусова в «Горе от ума» олицетворяют две стороны одной медали: разум и глупость, прогресс и ретроградство. Они служат иллюстрацией вечной борьбы нового и старого, интеллектуальной свободы и застоя, что делает произведение актуальным и в современном контексте. Спор этих двух героев пробуждает в читателе размышления о месте разума в нашем обществе и о том, как важно сохранять критическое мышление, несмотря на влияние устаревших традиций.
Горе от ума
Жил-был Молчалин. Вот жил он жил в старом вонючем городишке и решил жениться. А девок в городишке не было путных. Маман егоная уже всю плешь ему проела, мол де женись скорее, окаянная твоя сила, а то не доживу до внучеков, помру и копыта отброшу на тот свет. Молчалин только сопел носом и тихо матерился. Однажды в воскресение он пошёл в церковь и когда ползал кругом алтаря, крестясь и охая, увидел в проходе женские ножки, обтянутые в простые чулки, несуразно засунутые в старые штиблеты. Он так испугался, что чуть не обделался. Но соизволил оставить только небольшую лужицу под собой. Это была ОНА! Мечта всей его жизни, Софья Фамусова, дочь урядника Чацкого. Софья, уставившись своими глазами на образ святого Николая, не заметила путавшегося под её ногами серое вещество в дурацкой шляпе и пошептав ещё немного Отче Наш, поковыляла к выходу из церкви. Так Молчалин потерял сон и каждую ночь подвывал местным собакам, глядя на луну и глотая слюнки после пропажи аппетита и отсутствия желания жить. Осенью к Чацкому приехал внучатый племянник Троекуров Силантий Палыч--большой охотник до бабских юбок и пьяница. Вот тут то и началось: он тоже положил глаз на Софью и давай за ней ухлястывать. А Молчалину это не понравилось и он поступил на курсы дзю-до к кузнецу Вакуле. Тот его стал учить, как делать подножки и махать кулаками во все стороны, но у Молчалина это плохо выходило и он плюнул на это дело и пошёл в трактир пить пиво с раками. А там уже целый час сидел Силантий и глушил горилку. Увидев своего врага, Молчалин взял стакан водки и плеснул ею в харю Силантия, у того аж челюсть с зубами выпала, которую тут же подобрала местная шавка Тузик и была такова. Началась потасовка, все столы и стулья были переломаны, алкаши, до этого оторопело смотревшие на сие безобразие, с самозобвением стали мутузить друг друга. А Познер, владелец трактира, вынул револьвер и давай всех стрелять, жалко же имущество, от отца доставшееся, царство ему небесное. Через час приехал Чацкий со своей дружиною и забрали всех в кутузку. Софья про это услышала и стала горевать. Долго горевала, целый год. Но это продолжалось недолго и весной Софья вышла замуж за лейтенанта Шмидта и уехала с ним в Гондурас продавать шаурму австралийским аборигенам. Те долго ничего не ели и уже готовили бунт, но благодаря Шмидту и правителю Эрдогану удалось перекрыть водород на газопроводе и пустить по запасной ветке эшелон с гуманитарной помощью прямо в логово террористов. Те все напились от горя и были все повязаны и засунуты, куда надо. Через 3 недели Софья родила тройню и ушла в декрет на 15 шекелей, 10 из которых тут же были пожертвованы в Ватикан Папе Римскому Бенедикту 4-ому на шапочку, коя должна быть на голове всякого уважающего себя христианина. Конец 3-го действия.