Наташа Лебеденко
Просветленный
(26569)
1 неделю назад
Виды исторических источников и их классификация
Исторический источник — это всё, что может дать информацию о прошлом. Это могут быть как письменные документы, так и материальные объекты, произведения искусства, обычаи, фольклор и прочее.
В учебниках и хрестоматиях можно встретить различные виды исторических источников, такие как:
***Письменные источники:*летописи, грамоты, указы, договоры, письма, дневники, мемуары и т. д. Вещественные источники: оружие, орудия труда, предметы быта, украшения, монеты, архитектурные сооружения и т. д.
***Изобразительные источники:*картины, иконы, фрески, миниатюры, скульптуры, фотографии и т. д. Фонические источники: звукозаписи, магнитофонные записи, радиопередачи и т. д.
Каждый вид источников имеет свои особенности и требует особого подхода к изучению и интерпретации. Например, письменные источники могут содержать субъективную оценку событий, а вещественные источники могут быть подвержены разрушению или утрате.
Классификация документов в учебном пособии
В одном из учебных пособий документы классифицируются по следующим признакам:
По способу фиксации информации:
- Письменные документы (летописи, грамоты, указы и т. д.);
- Вещественные документы (оружие, орудия труда, предметы быта и т. д.);
- Изобразительные документы (картины, иконы, фрески и т. д.);
- Фонические документы (звукозаписи, магнитофонные записи и т. д.).
По степени близости к событиям:
- Первоисточники (документы, созданные современниками событий);
- Вторичные источники (документы, созданные на основе первоисточников).
По содержанию:
- Исторические источники, содержащие информацию о событиях, явлениях и процессах прошлого;
- Исторические источники, содержащие информацию о материальной и духовной культуре прошлого.
Использование исторических источников в учебниках истории
Исторические источники могут использоваться в учебниках истории для решения различных задач:
При выполнении индивидуальных заданий:
- Ученики могут анализировать и интерпретировать источники, выявлять их особенности и значение для изучения истории.
При организации групповой работы:
- Ученики могут работать в группах над проектами, связанными с изучением источников. Например, они могут исследовать жизнь и деятельность исторических личностей, анализировать их деятельность и влияние на ход истории.
Во фронтальной работе:
- Учитель может использовать источники для объяснения нового материала, для иллюстрации исторических событий и явлений.
При объяснении нового материала учителем:
- Учитель может использовать первичные источники для демонстрации того, как события воспринимались современниками. Например, он может прочитать отрывки из летописей, грамот, указов и т. д.
Таким образом, исторические источники являются важным инструментом для изучения истории. Они позволяют ученикам получить более полное и точное представление о прошлом, понять его особенности и закономерности
-при выполнении учениками индивидуальных заданий.
-при организации групповой работы
-во фронтальной работе
-при объяснении нового материала учителем