catkilla
Мастер
(2301)
2 часа назад
Упражнение 1. Омонимы, омоформы, омографы, омофоны
1. Медведь в бору, не зная правил, машиной персональной правил.
- Омоформы: "правил" (глагол, прошедшее время; существительное, множественное число).
2. И в елку врезался. Смех смехом.
- Омонимы: "смех" (существительное, предмет) и "смехом" (существительное, творительный падеж).
3. А Мишка-то едва остался с мехом.
- Омонимы: "мехом" (материал; творительный падеж от "мех").
4. И заревел он грозно: - Надо ели срубить в бору, они мне надоели.
- Омографы: "ели" (глагол, прошедшее время) и "ели" (деревья).
5. Нет хуже удела, чем быть не у дела.
- Омоформы: "удела" (существительное, родительный падеж) и "у дела" (предлог + существительное).
6. Для производства футбольных голов ноги бывают важнее голов.
- Омонимы: "голов" (от "гол") и "голов" (от "голова").
7. Любил студентов засыпать он, видно, оттого, что те любили засыпать на лекциях его.
- Омонимы: "засыпать" (заснуть; осыпать чем-то).
8. Как жаль, что способность делиться осталась лишь преимуществом простейших.
- Омонимы: "делиться" (распространять, отдавать; деление клетки).
Упражнение 2. Синонимы и близкие по значению слова
1. Душевно рад, - начал он… Надеюсь, любезнейший Евгений Васильевич, что вы не соскучитесь у нас, - продолжал Николай Петрович… - Так как же, Аркадий, - заговорил опять Николай Петрович… - Сейчас, сейчас, - подхватил отец.
- Синонимы: рад – доволен; продолжал – заговорил – подхватил.
2. Через двести-триста лет жизнь на Земле будет невообразимо прекрасной, изумительной.
- Синонимы: прекрасной – изумительной.
3. Он был добрый и отзывчивый человек, бесстрашный и храбрый летчик, умный, талантливый инженер.
- Синонимы: добрый – отзывчивый; бесстрашный – храбрый; умный – талантливый.
- Близкие по значению, но не синонимы: отзывчивый – любящий помогать; талантливый – обладающий способностями.
Упражнение 3. Антонимы
1. Пестрая моя судьба послала мне столько замечательных людей, что их хватило бы на сотню таких, как я.
- Антонимы: пестрая – однообразная.
2. Это не значит, что все они были моими друзьями или приятелями, но разве и простое знакомство с уникальными людьми, с их удивительными рассказами – не подарок?
- Антонимы: друзьями – врагами; уникальными – обычными.
Упражнение 4. Паронимы
1. Группа школьников зашла (пришла - зашла) в музей на лекцию.
2. Мы все завтра придем (придем - выйдем) на стадион, чтобы посмотреть игру своей любимой команды.
3. Перед подвигом защитников Отечества мы преклоняем (преклоняем - склоняем) голову.
4. Мы так давно не виделись, что вначале я его даже не узнал (узнал - признал).
5. На голове отца надета (одета - надета) меховая шапка.
Выделите в предложениях омонимы, омоформы, омографы, омофоны.
Медведь в бору, не зная правил, машиной персональной правил. И в елку врезался. Смех смехом. А Мишка-то едва остался с мехом. И заревел он грозно: - Надо ели срубить в бору, они мне надоели (Я. Козловский) Нет хуже удела, чем быть не у дела (Я. Козловский) Для производства футбольных голов ноги бывают важнее голов (Я. Козловский) Любил студентов засыпать он, видно, оттого, что те любили засыпать на лекциях его (Марш.) Как жаль, что способность делиться осталась лишь преимуществом простейших.
Упражнение 2.
Выделите синонимы, отличая их от слов, близких по значению, но не входящих с ними в один синонимический ряд.
Душевно рад, - начал он… - Надеюсь, любезнейший Евгений Васильевич, что вы не соскучитесь у нас, - продолжал Николай Петрович… - Так как же, Аркадий, - заговорил опять Николай Петрович… - Сейчас, сейчас, - подхватил отец (Т.) Через двести-триста лет жизнь на Земле будет невообразимо прекрасной, изумительной (Ч.) Он был добрый и отзывчивый человек, бесстрашный и храбрый летчик, умный, талантливый инженер.
Упражнение 3.
Выделите в тексте слова, к которым можно подобрать антонимы. Запишите получившиеся антонимические пары.
Пестрая моя судьба послала мне столько замечательных людей, что их хватило бы на сотню таких, как я. Это не значит, что все они были моими друзьями или приятелями, но разве и простое знакомство с уникальными людьми, с их удивительными рассказами – не подарок? (Ю. Даниэль)
Упражнение 4.
Вместо точек употребите один из паронимов, данных в скобках.
Группа школьников … (пришла - зашла) в музей на лекцию. Мы все завтра … (придем - выйдем) на стадион, чтобы посмотреть игру своей любимой команды. Перед подвигом защитников Отечества мы (преклоняем - склоняем) голову. Мы так давно не виделись, что вначале я его даже не (узнал - признал). На голове отца (одета - надета) меховая шапка.