Аня умная
Гений
(53569)
1 неделю назад
Учёные-лингвисты изучают этимолого-словообразовательные гнёзда, прослеживая историю слова, его изменения и образование родственных слов от общего корня. Это помогает понять эволюцию языка и взаимосвязь между разными лексическими единицами.
языка. В современном русском языке некоторые слова одного исторического корня могут попрежнему ощущаться как родственные, уже не являясь ими (возможный — можно), другие же
утратили такие связи вовсе (бык — букашка — пчела). При этом сам корень того или иного гнезда
может быть представлен в различных графико-орфографических вариантах на современном этапе
развития языка.
Прочитайте текст и заполните пропуски.
Данное гнездо довольно обширно и представляет исходный корень в разных вариантах. Одним из
исторических результатов изменения корня является уже регулярное в современном языке
чередование его конечных согласных (1) ______ (укажите эти чередующиеся согласные). Один из
вариантов этого корня наблюдается в бесприставочном существительном (2) ______,
употребляемом обычно для наименования бюрократических задержек при оформлении
документов. Такое же корневое сочетание присутствует в существительном (3) ______ со
значением «лёгкая дымка, завеса; помутнение» и в существительном (4) ______ , называющем
элемент постельного белья. Иной вид, не восточнославянский, того же корня находим в
процессуальном существительном с двумя бывшими приставками (5) ______ «обнаружение чьихлибо злонамеренных действий, планов». Показательно, что одна из приставок такая же, как и в
книжном глаголе сов. вида (6) ______, который используют, когда хотят сказать, что мысль нужно
перевести в слова. В этом слове один из элементов исторического корня утрачивается из-за той
самой приставки. В «полном» виде этот же вариант корня обнаруживает себя в приставочном
абстрактном существительном (7) ______ с семантикой «способность нравиться» и в
бесприставочном действительном причастии настоящего времени (8) ______ .
В таком же варианте, как и в слове (2), этот корень находим в названии одного древнего
подмосковного города (9) ______, через который течёт река Лама.В ином виде, из-за более
древних изменений, этот же корень присутствует в исходно притяжательном прилагательном,
образованном от наименования хищника и входящем в состав фразеологизма (10) ______
(укажите фразеологизм, два слова) со значением беспредельной алчности, прожорливости.В каждое
поле кроме (1) и (10) впишите по одному слову в начальной форме. В поле (1) впишите две
согласные без пробелов в алфавитном порядке. Не выписывайте номер пропуска, не добавляйте
знаки препинания и прочие символы