Современники называли Зинаиду Гиппиус «Сатанессой», «реальной ведьмой», «декадентской мадонной» за своеобразную красоту, острый язык и смелость.
Закат
Освещена последняя сосна.
Под нею темный кряж пушится.
Сейчас погаснет и она.
День конченый — не повторится.
День кончился. Что было в нем?
Не знаю, пролетел, как птица.
Он был обыкновенным днем,
А все-таки — не повторится.
***
Невозвратимо. Непоправимо.
Не смоем водой. Огнем не выжжем.
Наc затоптал — не проехал мимо!-
Тяжелый всадник на коне рыжем.
В гуще вязнут его копыта,
В смертной вязи, неразделимой…
Смято, втоптано, смешано, сбито —
Все. Навсегда. Непоправимо.
***
«…я хорошо знаю, что бывают такие люди, которые, боясь неестественности, надевают маску неестественности, — такую неестественность, которая не искажает подлинную природу личности, а просто скрывает её». П.Флоренский о З. Гиппиус
_____________________
Я думаю ответ на вопрос кроется в рассказе "Совесть"
«— Мама, это ты про кого "утопить"? — спросила я.
— Да про щенят Жучкиных. Ведь видела сейчас.
— Как утопить? Жучкиных детей утопить?
— Конечно, куда же эту ораву собак.
— Мама, да разве можно? Разве они твои? Ведь они Жучкины! Что ты, мама!
Мама засмеялась…
— Мамочка, она плачет… Нельзя у неё детей отнимать… Не вели, мамочка.
— Что такое? Ах, ты опять об этой собаке. Оставь меня, раз навсегда говорю.
— Мама, — сказала я и перестала плакать, — ну, а если б нас у тебя кто-нибудь утопил, когда мы родились?
— Вот сравнила! — сказала мама. — Тогда того человека посадили бы в тюрьму.
— А отчего же за Жучкиных детей не садят? Они такие жалкие и маленькие. Разве Жучке не так же горько, как если б нас у мамы отняли?»
А. Бенуа: «Сатанесса с крестом на шее и лорнеткой в руке».
В. Брюсов: «Зинаида Прекрасная, в которой соединялось что-то наивно-детское и жалящее одновременно».
А. Белый: «Лёгкая, критическая, изящно свистящая рапира Антона Крайнего».
Н. Бердяев: «…иногда кажется, что жизнь она любит меньше смысла».
***
Александр Блок
Женщина, безумная гордячка!
Мне понятен каждый ваш намек,
Белая весенняя горячка
Всеми гневами звенящих строк!
Все слова — как ненависти жала,
Все слова — как колющая сталь!
Ядом напоенного кинжала
Лезвее целую, глядя в даль...
Но в дали я вижу — море, море,
Исполинский очерк новых стран,
Голос ваш не слышу в грозном хоре,
Где гудит и воет ураган!
Страшно, сладко, неизбежно, надо
Мне — бросаться в многопенный вал,
Вам — зеленоглазою наядой
Петь, плескаться у ирландских скал.
Высоко — над нами — над волнами,—
Как заря над черными скалами —
Веет знамя — Интернацьонал!
***
Как отзывались коллеги-современники об этой женщине, какие стихи ей посвящали? Что вам более всего запомнилось из её творчества? (2–3 примера)