Прочитайте и перепишите предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные орфограммы и пунктограммы (55 баллов).
Постоя(н,нн)о в(з,с)пом..наю ту маленькую ул..цу где сейчас цв..тёт л..ловая с..рень. Зам..рая слушаю в..сну что т..чёт по ст..белькам (изумрудно)зелёным4. У меня до сих пор сохр..нился снимок который (з,с)делал майор на (С,с)талинградской переправе. Вечер ст..ял над те(р,рр)а(с,сс)ой и к..парисы спускались к (серовато)ж..мчужному морю каким оно быва..т в тихие летние в..чера. Из (полу)со(н,нн)ой темноты пр..дёт миг когда задумаеш(ь)ся над тем что (з,с)дела(н,нн)о тобой. Да здра(в)ствует человек который (не)умеет ж..леть себя! (Н..)когда (не)забывай о тёплой ласковой к..лыбели из которой ты выл..тел как птенец. Только тот смож..т стать настоящим ч..ловеком кто смотр..т (в)перёд. Самые высокие п..рывы ч..ловеческой души связа(н,нн)ы с чу(в)ством Родины которое вряд(ли) можно выр..зить обычными словами потому что оно настолько об..ёмно и у каждого своё.
Выделите грамматические основы (15 баллов), составьте схемы предложений (15 баллов). Выполните полный синтаксический разбор выделенного предложения (15 баллов).
Синтаксический разбор сложного предложения
Подчеркнуть грамматические основы частей сложного предложения (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (дополнение, определение, приложение и обстоятельство). Подписать, какими частями речи они выражены.
Охарактеризовать предложение: по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное); по интонации (восклицательное или невосклицательное); найти грамматические основы в предложении и доказать, что оно сложное: определить средства связи простых предложений в составе сложных (союзы, союзные слова, интонация) и установить тип данного сложного предложения (сложносочинённое, сложноподчинённое, бессоюзное, предложение с разными видами связи).
Если предложение сложносочинённое, то охарактеризовать смысловые отношения между составляющими его простыми; указать средства связи между простыми предложениями.
Если предложение сложноподчинённое, то назвать главное и придаточное; указать средства связи между простыми предложениями и вид придаточного.
Если предложение бессоюзное, то определить смысловые отношения между составляющими его простыми.
Если предложение с разными видами связи, то выделить смысловые части. Каждую часть разобрать как соответствующее простое или сложное предложение.
Охарактеризовать каждое простое предложение в составе сложного:
по количеству грамматических основ (простое или сложное);
по наличию главных членов (односоставное или двусоставное; если односоставное, указать его тип);
по наличию второстепенных членов (распространённое или нераспространённое);
по наличию необходимых членов (полное или неполное; если неполное, указать, какой член предложения пропущен);
по наличию осложняющих членов (осложнено или не осложнено; если осложнено, указать чем).
Составить схему.
Пример: Рис. 1
(Повествовательное, невосклицательное, состоит из двух частей, ССП, интонация перечисления: 1-е простое предложение двусоставное, распространённое, полное, ничем не осложнено; 2-е простое предложение двусоставное, распространённое, полное, ничем не осложнено.)
Прочитайте и перепишите предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные орфограммы и пунктограммы (55 баллов).
Постоя(н,нн)о в(з,с)пом..наю ту маленькую ул..цу где сейчас цв..тёт л..ловая с..рень.
Зам..рая слушаю в..сну что т..чёт по ст..белькам (изумрудно)зелёным4.
У меня до сих пор сохр..нился снимок который (з,с)делал майор на (С,с)талинградской переправе.
Вечер ст..ял над те(р,рр)а(с,сс)ой и к..парисы спускались к (серовато)ж..мчужному морю каким оно быва..т в тихие летние в..чера.
Из (полу)со(н,нн)ой темноты пр..дёт миг когда задумаеш(ь)ся над тем что (з,с)дела(н,нн)о тобой.
Да здра(в)ствует человек который (не)умеет ж..леть себя!
(Н..)когда (не)забывай о тёплой ласковой к..лыбели из которой ты выл..тел как птенец.
Только тот смож..т стать настоящим ч..ловеком кто смотр..т (в)перёд.
Самые высокие п..рывы ч..ловеческой души связа(н,нн)ы с чу(в)ством Родины которое вряд(ли) можно выр..зить обычными словами потому что оно настолько об..ёмно и у каждого своё.
Выделите грамматические основы (15 баллов), составьте схемы предложений (15 баллов).
Выполните полный синтаксический разбор выделенного предложения (15 баллов).
Синтаксический разбор сложного предложения
Подчеркнуть грамматические основы частей сложного предложения (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (дополнение, определение, приложение и обстоятельство). Подписать, какими частями речи они выражены.
Охарактеризовать предложение: по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное); по интонации (восклицательное или невосклицательное); найти грамматические основы в предложении и доказать, что оно сложное: определить средства связи простых предложений в составе сложных (союзы, союзные слова, интонация) и установить тип данного сложного предложения (сложносочинённое, сложноподчинённое, бессоюзное, предложение с разными видами связи).
Если предложение сложносочинённое, то охарактеризовать смысловые отношения между составляющими его простыми; указать средства связи между простыми предложениями.
Если предложение сложноподчинённое, то назвать главное и придаточное; указать средства связи между простыми предложениями и вид придаточного.
Если предложение бессоюзное, то определить смысловые отношения между составляющими его простыми.
Если предложение с разными видами связи, то выделить смысловые части. Каждую часть разобрать как соответствующее простое или сложное предложение.
Охарактеризовать каждое простое предложение в составе сложного:
по количеству грамматических основ (простое или сложное);
по наличию главных членов (односоставное или двусоставное; если односоставное, указать его тип);
по наличию второстепенных членов (распространённое или нераспространённое);
по наличию необходимых членов (полное или неполное; если неполное, указать, какой член предложения пропущен);
по наличию осложняющих членов (осложнено или не осложнено; если осложнено, указать чем).
Составить схему.
Пример:
Рис. 1
(Повествовательное, невосклицательное, состоит из двух частей, ССП, интонация перечисления: 1-е простое предложение двусоставное, распространённое, полное, ничем не осложнено; 2-е простое предложение двусоставное, распространённое, полное, ничем не осложнено.)