Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Подскажите методику нейропсихологической диагностики нормотипичных подростков (16-17 лет), чтобы не сильно простая

Л Ученик (107), открыт 4 дня назад
1 ответ
Снежный Ветер Гуру (3349) 4 дня назад
Методика нейропсихологического обследования нормотипичных подростков 16-17 лет должна быть достаточно сложной, чтобы выявить тонкие нюансы когнитивных функций, но при этом учитывать возрастные особенности и не вызывать чрезмерного утомления. Важно помнить, что цель не в постановке диагноза, а в оценке уровня развития когнитивных функций и их межполушарной асимметрии.

Этапы диагностики:

Сбор анамнеза: Необходимо собрать информацию о развитии ребенка, наличии каких-либо проблем со здоровьем (в том числе неврологического характера), учебе, социальных контактах. Важно учесть семейный анамнез (наличие психических заболеваний у родственников).

Оценка основных психических процессов: Этот этап предполагает использование более сложных методик, чем для младших школьников. Для подростков 16-17 лет подойдут следующие тесты:

Внимание:

Корректурные пробы: Более сложные варианты с большим количеством стимулов и ограниченным временем.
Тест на переключение внимания: Задания, требующие быстрой смены стратегии выполнения.
Тест на устойчивость внимания: Пролонгированные задания на поиск, счет или запоминание.
Память:

Запоминание десятисловных рядов: Использование словесного и числового материала.
Методика воспроизведения фигур (по Шмидту): Оценка зрительной памяти.
Заучивание текста вслух и про себя (с последующим воспроизведением): Определение особенностей вербальной памяти.
Мышление:

Решение арифметических задач: более сложные задачи, включающие несколько операций.
Исключение четвертого лишнего: Использование абстрактных и конкретных понятий.
Аналогии: Установление логических связей между понятиями.
Классификация: Разделение объектов по заданным признакам.
Гнозис:

Распознавание сложных изображений: определение способности воспринимать детали и целостный образ.
Пальцевая гнозия: Определение способности различать пальцы на руках.
Праксис:

Конструирование по образцу: Сборка геометрических фигур из палочек.
Графические пробы: Рисование геометрических фигур, письмо.
Оценка межполушарной асимметрии: важно оценить ведущее полушарие, функциональную асимметрию больших полушарий мозга. Для этого можно использовать:

Пальцевый тест: Определение ведущей руки.
Пробы на латерализацию: использование тестов на преимущественное использование одной стороны тела.
Тесты на исследование зрительно-пространственных функций: сравнение скорости и точности выполнения заданий правой и левой рукой.
Оценка динамики: желательно провести повторное обследование через некоторое время (например, через несколько месяцев), чтобы оценить динамику развития когнитивных функций.

Важно:

Выбор методик: методики должны подбираться индивидуально, с учетом особенностей развития и уровня интеллекта подростка.
Интерпретация результатов: интерпретация результатов должна проводиться опытным нейропсихологом с учетом возрастных норм и индивидуальных особенностей.
Этические аспекты: Необходимо соблюдать этические принципы при проведении обследования, обеспечивать комфортные условия для подростка.
Это лишь общая схема. Конкретный набор методик и их последовательность должны определяться нейропсихологом индивидуально в зависимости от целей исследования и особенностей обследуемого подростка. Важно помнить, что нейропсихологическая диагностика — это комплексный процесс, требующий специальной подготовки и опыта.
Похожие вопросы