Я с вами не согласен, потому что даже развлекательная книга не должна содержать грубых логических и фактографических ошибок. Все мы знаем, что Дюма - это мещанин и пошляк в литературе. Образы мушкетёров хоть и получились красочные, но неживые и бестолковые. Этих дезертиров должны были отдать под трибунал. Вот и всё тут.
Прямая противоположность Дюма - Жорж Санд. Про столяра Пьера Гюгенена, насколько его образ сильный, реалистичный и красочный, я уже писал ранее на этом сайте, поэтому остановлюсь на образах Поля Арсена и Марты из "Ораса".
Вот вкратце история жизни П. Арсена:
...мой отец — сапожник. Жили мы в провинции. Нас было пятеро детей; я третий. Старший брат был уже взрослым, когда отец, который на старости лет мог уже оставить ремесло и жить на небольшие сбережения, женился вторично. Жена его... пустила по ветру его деньги, а с ними и честь. Отец, обманутый, несчастный, любил ее тем сильнее, чем больше она давала ему поводов для ревности; чтобы забыться, он запил, как это случается с людьми нашего сословия, когда у них горе.
Далее, вы увидите, что к теме нищеты Ж. Санд опять вернётся в биографии Лоры Пуассон (Марта - её настоящее имя). Что касается самого рассказа, дальше Поль Арсен говорит, что один брат подался в рекруты из-за злобы мачехи. Другой - подался в Париж. Далее. Он описывает, как приезжий художник открыл у него талант (Поль ведь любил на досуге рисовать).
Когда мачеха выжила его и сестёр из дому, он временно определил сестёр к тётке, а сам отправился в Париж:
Я тут же разыскал второго брата, Жана, который устроил меня в мастерскую, где сам работал сапожником, а затем отправился к молодому художнику за советом. Он принял меня очень хорошо, предложил денег, но я отказался. На хлеб я мог себе заработать, но эта чертова живопись, которой он сбил меня с толку, так у меня из головы и не выходила... У художника нашелся знакомый литератор, который поручил мне переписку своих рукописей. ...но я все время недосыпал и в конце концов заболел. Жан забрал меня в свою комнату на чердаке, а сам стал работать за двоих. Те небольшие деньги, какие я заработал перепиской рукописей, ушли на оплату лекарств.
Когда я немного оправился после болезни, я был поражен видом Жана: брат был невероятно худ и измучен; я узнал, что сбережения наши истрачены и двери мастерской для нас закрыты, так как, ухаживая за мной, Жан много дней не ходил на работу.
Мы беседовали о своих невеселых домашних делах... В это время раздался пушечный выстрел, но мы даже не подумали о том, что же явилось его причиной. Дверь вдруг распахнулась, и вбежали два наших товарища по мастерской, возбужденные и взъерошенные: они явились за нами, чтобы, как они выразились, всем вместе победить или погибнуть. Я спросил, о чем идет речь.
«О том, чтобы свергнуть короля и установить республику!» — ответили они.
Я соскочил с кровати, вмиг натянул старые штаны и рваную блузу, служившую мне халатом; Жан последовал за мной. «Лучше умереть от пули, чем от голода», — сказал он. И мы отправились.
Мы прибежали к двери какой-то оружейной лавки, где такие же молодые люди, как мы, раздавали ружья всем желающим. Каждый из нас взял по ружью, и мы бросились к баррикадам. Первым же залпом мой бедный Жан был убит... Я впал в неистовство, я обезумел. Ах, никогда я не думал, что способен пролить столько крови! Три дня я купался в ней; я был залит не только чужой кровью, но и своею...
Роман Сергеевич СидоровМыслитель (7927)
13 часов назад
Я, разумеется, сократил текст рассказал. Вы можете почитать 4-ю главу "Ораса", чтобы не копаться в цитатах, которые есть не что иное, как изуродованный художественный текст. Сократить текст пришлось лишь потому, что полную цитату здесь нельзя опубликовать. Извините, что пришлось привести огромную цитату, но передать стилистику текста Жорж Санд очень непросто.
Как видите, иногда предложения нераспространённые. Автор текста их использует, когда Поль говорит о вещах серьёзных и сокровенных. Текст мне пришлось процитировать, потому что он отличается простотой и художественностью. Поль Арсен - очень толковый рассказчик. Санд же ведь пишет, что всегда излагает свои мысли по делу.
Роман Сергеевич СидоровМыслитель (7927)
13 часов назад
Далее он пишет, как Эжен Делакруа, известный художник того времени, сжалился над ним, сделав для него скидку. Делакруа взялся обучать Поля практически бесплатно.
Рассказ Поля Арсена отличается жизнеподобием. Жорж Санд - это действительно бриллиант в навозной кучи романтизма. Большое достижение писательницы - описывать грубую реальность так реалистично, бросать вызов буржуазному общество так смело, так прямо, при всей ограниченности своего романтического метода. Знаете, я как-то читал Анну Зегерс. Жорж Санд при передачи речи Поля Арсена, как мне кажется, использует такие же приёмы. У Санд даже намного лучше получается, потому что я явно себе представляю нищету, её уродливое, искажённое истерикой лицо, парижские бульвары, залитые кровью рабочего класса.
Роман Сергеевич СидоровМыслитель (7927)
13 часов назад
Жорж Санд здесь не пессимист. Он ей, насколько я могу судить, совершенно чужд. Через сало, через жизнь мерзкую и грязную прорастает удивительный талант Поля Арсена.
Что касается Марты, то её отец тоже был спившимся рабочим. После смерти матери её отец совсем с ума сошёл, стал её домогаться. Она, естественно, бежала от одного тирана к другому: она сбежала с коммивояжёром, который позже оказался ревнивцем и тираном. Видите, тема пьянства и нищеты очень волнует автора.
Роман Сергеевич СидоровМыслитель (7927)
13 часов назад
Разумеется, вы имеете полное право не соглашаться со мной. Моя критика Дюма ни в коем случае не означает, что вся его читательская аудитория - круглые дураки, хотя чтение его романов я нему назвать хорошим досугом. Развлекательная литература имеет право на существование, но это не исключает того, что она должен быть жизнеподобной, как писали выше.