Пожалуйста помогите прошу!
Проанализируйте образец научного стиля речи, выявите в нем
лексические, словообразовательные, морфологические и синтаксические
признаки научного стиля, пользуясь схемой (стр. 225, учебник А.И.
Власенкова «Русский язык 10-11», 2011.)
Текст 4
Говоря об экологии, думают обычно о том, чем мы дышим, что пьем и что едим. С
недавних пор появился, однако, новый термин – «видеоэкология», который тоже имеет
прямое отношение к окружающей человека среде. Хорошо известно, что глазу — самому
активному и чувствительному из всех наших органов чувств — вовсе не безразлично, на
что смотреть. Неподвижное напряжение быстро приводит к усталости глаза, и ему
требуется постоянная смена изображения на сетчатке. Осматривая даже неподвижный
предмет или образ, человек беспрерывно переводит взгляд на разные его участки, а в
результате «картинка», которую воспринимает глаз, никогда не остается неподвижной.
Эти движения глаз происходят рефлекторно и незаметно для самого человека — так же,
как дыхание или вестибулярное поддержание равновесия. Бывают, однако, и случаи,
когда никакие движения глаз не спасают их от быстрой утомляемости, например, при
рассматривании больших, монотонно окрашенных поверхностей, на которых глазу «не за
что зацепиться». Особенно сильно проявляется это в полярных широтах, где заснеженная
равнина сливается по цвету с таким же небом, и ничего, кроме рассеянного белого света,
вокруг не видно. А также, например, в угольных шахтах, темное сверкание угля в которых
может вызывать у шахтеров профессиональное заболевание глаз — углекопный нистагм.
В последние десятилетия человек все чаще сам создает вредную для себя среду: голые
торцы зданий, большие площади остекления, заборы, крыши, асфальт. И не только они.
Ничуть не меньшее зло — видимые поля, покрытые простым повторяющимся рисунком:
сетки, решетки, фасады с длинными рядами одинаковых окон и многие другие элементы
городской архитектуры. Столь противоестественное для глаза окружение способно
вызывать, по мнению специалистов, не только заболевания глаз, но также
психологические и даже социальные отклонения. И очень важно, что сегодня архитекторы
и дизайнеры могут создавать полезную для человека визуальную среду уже не стихийно, а
вполне осознанно.
Филин В. Глаз не любит гомогенного поля // Вести Союза архитекторов России. 2008. №
9. с. 26
Для анализа образца научного стиля речи на основе предложенного текста, можно выделить следующие признаки:
1. Специфическая терминология: В тексте используются термины, такие как «видеоэкология», «углекопный нистагм», «гомогенное поле», что свидетельствует о высоком уровне специальной лексики.
2. **Нейтральная лексика**: Применяются слова, не имеющие эмоциональной окраски, что характерно для научного стиля (например, «объект», «среда», «заболевание»).
3. **Отсутствие разговорных слов**: В тексте нет разговорных выражений и сленга, что подчеркивает формальность стиля.
Словообразовательные признаки
1. **Сложные слова и термины**: Используются слова, образованные с помощью приставок и суффиксов (например, «психологические», «профессиональное»), что характерно для научной терминологии.
2. **Калькирование и заимствования**: Применяются заимствованные термины (например, «видеоэкология»), что также свойственно научному стилю.
Морфологические признаки
1. **Использование существительных**: Преобладают существительные, что делает текст более формальным и структурированным (например, «глаз», «среда», «заболевание»).
2. **Глаголы в инфинитивной форме**: Часто используются глаголы в инфинитиве, что придаёт тексту объективный характер (например, «вызывать», «создавать»).
3. **Множественное число**: Часто употребляются слова в множественном числе, что указывает на обобщение (например, «заболевания», «движения»).
Синтаксические признаки
1. **Сложные предложения**: Текст состоит из сложноподчинённых и сложносочинённых предложений, что делает его более информативным и насыщенным (например, «...человек беспрерывно переводит взгляд на разные его участки, а в результате «картинка», которую воспринимает глаз, никогда не остается неподвижной»).
2. **Отсутствие эмоциональной окраски**: Используются безличные конструкции и пассивные обороты, что делает текст более объективным (например, «глаз не любит гомогенного поля»).
3. **Логическая структура**: Текст имеет чёткую логическую структуру, где каждая мысль плавно переходит в следующую, что характерно для научного изложения.
Заключение
Таким образом, данный текст демонстрирует характерные черты научного стиля речи, включая использование специфической лексики, сложные словообразовательные конструкции, формальные морфологические формы и сложные синтаксические структуры. Эти элементы способствуют созданию объективного и информативного изложения, что является основным признаком научного стиля.