


9 класс комплексный анализ текста
А.И.Солженицын. Цикл «Крохотки»
Гроза в горах
Она застала нас в непроглядную ночь перед перевалом. Мы выползли из
палаток – и затаились.
Она шла к нам через Хребет.
Всё было – тьма, ни верха, ни низа, ни горизонта. Но вспыхивала
раздирающая молния, и отделялась тьма от света, выступали исполины
гор, Белала-Кая и Джугутурлючат, и чёрные сосны многометровые около
нас, ростом с горы. И лишь на мгновение показывалось нам, что есть уже
твёрдая земля, – и снова всё было мрак и бездна.
Вспышки надвигались, чередовались блеск и тьма, сиянье белое, сиянье
розовое, сияние фиолетовое, и всё на тех же местах выступали горы и
сосны, поражая своей величиной, – а когда исчезали, нельзя было
поверить, что они есть.
Голос грома наполнил ущелья, и не слышен стал постоянный рёв рек.
Стрелами Саваофа молнии падали сверху в Хребет, и дробились в змейки,
в струйки, как бы разбрызгиваясь о скалы или поражая и разбрызгивая там
что живое.
И мы… мы забыли бояться молнии, грома и ливня – подобно капле
морской, которая не боится ведь урагана. Мы стали ничтожной и
благодарной частицей этого мира. Этого мира, в первый раз
создававшегося сегодня – на наших глазах.
Комплексный анализ текста
1. Тема текста
2. Основная мысль текста
3. Стиль речи
4. Тип речи
5. Объяснить значение слова «непроглядную»
6. Выписать причастие из текста
7. Выписать деепричастие из текста
8. Выписать словосочетание со связью согласования
9. Выписать глагол движения
10. Выписать пример выразительного средства (на выбор), пояснить
1. Тема текста: Гроза в горах, переживание природного явления, ощущение единства с природой.
2. Основная мысль текста: Человек, оказавшись лицом к лицу с мощью природы, осознаёт свою незначительность, но одновременно чувствует себя частью великого мира, который создаётся заново прямо на его глазах.
3. Стиль речи: Лирический, эмоциональный, насыщенный образами и метафорами.
4. Тип речи: Описание с элементами рассуждения.
5. Значение слова «непроглядную»: Очень тёмную, такую, сквозь которую невозможно что-то разглядеть.
6. Причастие из текста: Выступавшие (горизонт).
7. Деепричастие из текста: Показываясь.
8. Словосочетание со связью согласования: Непроглядную ночь.
9. Глагол движения: Падали.
10. Пример выразительного средства:
- Эпитет: «белый блеск», «чёрные сосны».
- Метафора: «Стрелами Саваофа молнии падали сверху в Хребет».